«Лизинг позволяет сэкономить до 40%»
Генеральный директор группы компаний «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер рассказал «Деньгам» о тех отраслях экономики, где стагнация, вызванная пандемией, уже сменилась ростом.
— Насколько ужесточение Банком России денежно-кредитной политики, выразившееся в повышении ключевой ставки, снижает спрос на кредиты и лизинг?
— ЦБ уже дважды повысил ставку в этом году, и до конца года мы ждем дальнейшего ее роста до уровня 5,5–6%. Но денежно-кредитная политика в России продолжает быть очень мягкой, и исторически мы все еще находимся в зоне самых низких процентных ставок. Мы в «ВТБ Лизинге», да и вообще в группе ВТБ, пока не видим снижения спроса на кредиты и лизинг. Более того, по нашим оценкам, в России он находится на пиковом значении сейчас. Рынки кредитования и лизинга немного разошлись в прошлом году в динамике. Большинство мер поддержки бизнеса в период пандемии осуществлялось через кредиты, было только увеличено финансирование программ Минпромторга по субсидированию приобретаемой в лизинг техники и добавилась программа «Доступная аренда» для каршеринговых компаний и других бизнесов по аренде автомобилей для физлиц. Как итог — объем кредитов в прошлом году сильно вырос, на рынке лизинга мы увидели падение нового бизнеса на 6%.
— Можно ли сейчас говорить о восстановлении рынка? Ждете ли вы роста по итогам года?
— Некоторые сектора будут еще долго восстанавливаться. Например, авиация. По прогнозам экспертов, объемы международного рынка перевозок пассажиров вернутся к показателям 2019 года не ранее 2025 года. Ситуация в авиализинге сейчас очень тяжелая во всем мире и навряд ли до этого срока что-то кардинально изменится. Авиакомпании отказываются от новых самолетов, до сих пор огромная часть мирового флота продолжает стоять на земле.
Но некоторые отрасли уже начали выходить из кризиса. Например, мы видим рост поставок бурового оборудования для нефтегазовых проектов, поскольку выросли цены на нефть. Позитивные тенденции сейчас демонстрирует рынок железнодорожных вагонов. Так, цены на энергетический уголь в Китае выросли до рекордных значений на бирже, до 1 тыс. юаней за тонну сейчас против 600 в начале года. Спрос в Китае вырос, растут и объемы перевозок угля по железной дороге: в январе—апреле показатель увеличился на 7,3%. Это создает стимулы для роста спроса на полувагоны, рынок активизировался, пошли новые сделки. Ждем активизации сделок по цистернам в связи с грядущим выходом экономик Европы из локдаунов и увеличением объемов поставок нефти туда: по нашим прогнозам, во второй половине года поставки увеличатся примерно на 10%. Плюс в целом растет спрос на контейнерные перевозки во всем мире, это интересное направление для развития, для лизинга в том числе. Сегодня мы видим пик спроса на фитинговые платформы в России.
— Какой сегмент будет развиваться в этом году наиболее интенсивно в лизинге?
— Сейчас точка роста лизингового бизнеса — автолизинг и операционная аренда. В отличие от корпоративного сегмента, где важно грамотно структурировать конкретную сделку и учесть целый ряд индивидуальных особенностей бизнеса клиента, в рознице на первый план выступает технологичность лизингового продукта. Ключевые преимущества здесь у тех лизинговых компаний, которые с помощью целого комплекса цифровых решений упрощают и ускоряют процесс заключения сделки, делают удобным и комфортным общение клиента с лизинговой компанией в режиме 24/7, совершенствуют маркетинг своих продуктов. «ВТБ Лизинг» активно развивает этот сегмент бизнеса: в первом квартале объем новых сделок с автомобильной техникой вырос к первому кварталу прошлого года на 43% и достиг почти 15 млрд руб.
— В этом году рынок лизинга сможет расти быстрее рынка кредитов?
— Если мы говорим про корпоративный сегмент, то в ряде секторов транспортной отрасли лизинг уже сейчас превалирует над кредитом. Например, авиакомпании практически не приобретают новые воздушные суда в собственность, а те, что были ценными, переведены в лизинг по сделкам sale and leaseback. Сейчас мы видим подобные процессы и в сегменте железнодорожных вагонов: в прошлом году больше половины сделок с железнодорожными операторами мы заключили на условиях возвратного лизинга. Для предприятий в условиях кризиса и при текущих уровнях кредитных ставок оказалось более предпочтительно получить финансирование и оборотные средства, нежели сохранять парк на своем балансе. Возвратный лизинг при этом позволяет снизить налоговую нагрузку за счет отнесения лизинговых платежей на затраты предприятия. За счет комбинаций из сделок прямого и возвратного лизинга многим из них удалось рефинансировать парк на более выгодных условиях. Это достаточно интересное направление развития, все больше компаний понимают преимущества этого механизма и обращаются к нам за такой услугой. Причем если раньше это было актуально в основном для крупных корпоративных клиентов, то сейчас и у МСБ появляется такой запрос.
— Почему именно сейчас лизинг может быть выгоднее, чем кредиты?
— Во-первых, это налоговые преференции. Предприятие может вернуть НДС — до 20% от стоимости имущества со всего договора лизинга, если компания не пользуется упрощенкой. Также оптимизируется налог на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на расходы за вычетом суммы амортизации по приобретаемой технике. Это позволяет сэкономить еще до 20% от ее стоимости.
Кроме того, действует ряд программ, по которым можно получить субсидии Минпромторга России: на колесную технику — до 10%, дорожно-строительную — до 15% в отдельных регионах, в остальных — до 10% от цены предмета лизинга. Также клиенты могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках специальных предложений от лизингодателя и производителя имущества, которые заинтересованы в развитии сотрудничества. Это еще может составить до 10% от цены приобретения.
Как показывает практика, использование лизинга позволяет сэкономить до 40% от цены приобретаемого имущества. При этом лизинг проще получить: одобрение сделки происходит быстрее, и от предприятия потребуется меньше документов. А имеющаяся у предприятия кредитная линия остается свободной для других целей бизнеса.