Фольклор без правил
Россия вышла в финал «Евровидения-2021»
По итогам первого полуфинала конкурса «Евровидение-2021» Манижа с песней «Russian Woman» получила право выступить на итоговом концерте песенного состязания 22 мая. О том, как так вышло, рассказывает Борис Барабанов.
Стоит сразу отметить, что номер, представленный Россией, очень сильно выделялся на общем фоне. На первом полуфинале были несколько по-настоящему мощных голосов, из которых лучшие принадлежали израильтянке Эден Алене и представительнице Мальты Дестини Чукуньере. Были и образцы высококачественного сонграйтинга, например, номера Бельгии и Ирландии. И практически все они вышли в финал. А большая часть номеров выглядела неинтересным и предсказуемым следованием стандартам. Это был фон, на котором спорный и сложный для анализа номер России выглядел настоящим прорывом.
Сделав ставку на нестандартность и в теме, и в образе, и в аранжировке, Манижа прорвалась в финал, посрамив скептиков.
Интересно, что в финале, как и на первом этапе конкурса, Россия будет конкурировать с Украиной. Обе страны представили номера, густо замешанные на фольклоре. Обе страны использовали в тексте родной язык, Россия — наряду с английским, Украина — на сто процентов. Наконец, как в подаче Манижи, так и у вокалистки украинской группы Go A Екатерины Павленко остро ощущалась здоровая агрессия.
С точки зрения вокала Манижа сработала хуже, чем на национальном отборе, но включила на максимум внутренний протестный ресурс. Кажется, ксенофобские баталии вокруг номера Манижи только прибавили ей куража и сил. Было что и кому доказывать.
На кого злилась Екатерина Павленко, кому был адресован этот суровый взгляд исподлобья, сложно предположить. В любом случае украинка решила дать выход эмоциям и выйти за рамки условностей.
Несмотря на то что большинство участников «Евровидения-2021» придерживаются традиционной куплетно-припевной формы, Россия прошла в следующий тур с песней, в которой главный мелодический крючок фактически звучит один раз. А Украина обошлась вовсе без хитового припева, выехала на чистом фольклорном драйве.
Но это мало что говорит о конкурсе в целом.
Потому что в финал пробились и типичный шлягер в стиле Леди Гаги в исполнении представительницы Кипра, и традиционный интеллигентный поп от бельгийцев Hooverphonic. Последний факт стал еще одним сюрпризом полуфинала. Редко бывает, чтобы артисты из категории коммерческих звезд с биографией (а Hooverphonic из таких) показывали на конкурсе хорошие результаты.
Предсказания букмекеров в основном пока оправдываются — проход в финал по итогам первого вечера они прочили в числе первых Мальте, Кипру, Литве и Украине. Так и вышло. Только с Россией не угадали, поставив ее на обидное 11-е место в списке фаворитов, опубликованном накануне старта конкурса. Все же нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что русскоязычная аудитория — едва ли не самая серьезная опора Европейского вещательного союза. Чтобы не пройти в финал, России нужно очень сильно постараться. Такое бывало. Но в этот раз старались недостаточно.