Пятый элемент
Chanel La Collection №5
Духи №5 — история совершенно особенная. И не только потому, что в 1937 году, через 16 лет после их выхода в свет, Коко лично снялась в рекламе (съемки проходили в ее номере парижского «Ритца»),— они стали воплощением стиля жизни Chanel и Шанель. «Хотите быть как я? Носите мои платья и мой аромат»,— читалось в решительном взгляде Великой Мадемуазель.
Формально Коко Шанель не была первым кутюрье, выпустившим собственный парфюм. В 1911 году парижский модельер Поль Пуаре представил свои Parfums de Rosine, но кого это волнует и кто их знает. А «Шанель номер 5» знали и знают все, эти духи стали новой страницей в парфюмерной истории. Конкурентов Мадемуазель, кажется, замечала только для того, чтобы доказать самой себе, что их нет.
История создания Chаnel №5 — «женского аромата, который пахнет женщиной» — известна. Волевая хозяйка модного дома желала получить духи, которых до нее никто и никогда не делал. Чтобы в дизайне одного флакона сочетались мужское и женское, стиль и лаконичность, никаких вензелей снаружи, никакой однозначности внутри. Носить на себе розы и лилии (а парфюмерные моды на цветочные ароматы тянулись шлейфом еще из XIX века) свободная женщина первой половины века XX отказывалась наотрез.
Великий князь Дмитрий Павлович представил Шанель Эрнесту Бо, лучшему парфюмеру царской России, с 1919 года обосновавшемуся во Франции. Тот полностью разделял страсть своей заказчицы к синтетическим композициям, химическим экспериментам и выдал ей на пробу несколько вариантов. Пятый Мадемуазель тут же одобрила и превратила в миф — так происходило со всем, к чему она прикладывала руку. Для поддержания легенды презентацию назначили одновременно с коллекцией на 5 мая 1921 года на рю Камбон.
За век Chanel №5 пережили многое. Они были послами Великой Мадемуазель, а какие дамы представляли их и в XX, и нашем, XXI, веке! Достаточно вспомнить Мэрилин Монро, научившую нас спать без пижамы, только в Chanel №5. Или Катрин Денев, чьи глаза на рекламном постере гипнотизировали так, что нельзя было не купить заветный аромат. Или Марион Котийяр, танцующую в последнем рекламном видео вальс с экс-этуалью Парижской оперы Жереми Белингаром на Луне над Парижем, а вам кажется: несколько волшебных капель — и можно оказаться на ее месте.
Ювелирным оммажем всем мечтам, которые дарят Chanel №5, их вневременной современности, их смелости вот уже век быть первыми и лучшими стала одноименная коллекция haute joaillerie La Collection №5 — первая, посвященная от и до легендарному аромату и состоящая из рекордного числа украшений.
В коллекции 123 произведения высокого ювелирного искусства. Что еще раз доказывает: в ковидный год, когда штормило по всем фронтам, мировой рынок ювелирных украшений оставался тихой гаванью, надежным вложением средств. И если в начале пандемии директора грандов Вандомской площади хватались за головы, то после первого «физического» открытия магазинов, когда засидевшиеся дома люди на всех континентах кинулись наверстывать упущенное, стало понятно: ювелирный рынок устоит, поэтому можно идти на риск и выдать все лучшее сразу.
«Это, бесспорно, самая личная и сокровенная коллекция высокого ювелирного искусства Chanel, беспрецедентный размах.
Мы хотели выразить плавность аромата в драгоценных металлах и камнях.
И быстро проявилась диалектика этой коллекции: превратить икону парфюмерии в икону ювелирных произведений. Золото, драгоценные камни и наше мастерство, то, что называется savoir faire,— все поставлено на службу творчества и №5»,— рассказывает глава ювелирного направления дома, Studio de Creation Joaillerie, Патрис Легеро.
В коллекции, преимущественно «белой», с деликатными вкраплениями оникса, шпинели, рубинов, сапфиров и топазов, пять сквозных сюжетов, пять отправных точек. От них — от самых очевидных до отвлеченных, вроде шлейфа,— и отталкивался Патрис Легеро, когда начал работать над дизайном. Первый и главный герой — это пробка флакона. Она сделана в форме Вандомской площади, прямоугольника со скошенными углами, и этот мотив чаще всего встречается в украшениях. Исполненная из бриллиантов изумрудной огранки, она доминирует в пышных многоступенчатых колье, отбрасывая холодные лучи и мерцающие блики, солирует в массивных классических кольцах, легко читается в серьгах. Есть и другие, менее очевидные прочтения. Например, в жемчужном колье контур подвески-пробки очерчен белым золотом и бриллиантовой крошкой, и все это заполнено мелкими жемчужинами, словно шито бисером.
Следующий мотив — сам флакон. Он угадывается в каждом камне, будь то горный хрусталь или белые бриллианты,— все напоминает его сдержанную, если не сказать аскетическую форму. Во всей своей бриллиантовой красе распускается в коллекции и любимая камелия Шанель, еще один источник вдохновения. Самое пышное колье — из жемчуга и розового золота, нити которого захватывает нежно бордовая камелия на манер галстука или броши, а, например, в двойном кольце дуэт большого и малого цветка звучит как история близости, рассказанная камнями. Не обошел вниманием Патрис Легеро и жасмин из Грасса: пятилистный нежный цветок изящно складывается из бриллиантов.
Пятерка — мотив очевидный для дома Chanel, и тем более для коллекции, посвященной одноименному аромату, но, на удивление, счастливую цифру Мадемуазель здесь придется поискать. Патрис Легеро часто прячет в нее бриллиант, который маскирует очертания цифры, а потом еще и разворачивает ее в пол-оборота, сбивает привычный анфас так, что пятерку не узнать.
Венец коллекции — бриллиантовое колье 55.55, воспроизводящее очертания флакона. Сам флакон в колье сделан как подвеска, в центре — уникальный необработанный алмаз. С него все и началось. Мастера Chanel огранили камень таким образом, чтобы получить идеальную восьмиугольную форму и вес 55,55 карата — и ни каплей больше. Колье не продается. Оно займет свое почетное место в коллекции исторических произведений модного дома.