Талисманы удачи
Van Cleef & Arpels Alhambra
«Чтобы вам сопутствовала удача, нужно просто в нее верить»,— любил повторять Жак Арпельс. Но иногда одной веры недостаточно, ее нужно привлечь талисманом, притягивающим удачу, поэтому Арпельс дарил четырехлистный клевер тем, кому, как он считал, недоставало везения. Первый «клеверный» сотуар Alhambra появился в 1968 году и стал прообразом украшения, которое по прошествии полувека превратилось в одно из самых знаменитых и узнаваемых в мире. Сегодня Alhambra — это колье, сотуары, браслеты, подвески, серьги, запонки и даже часы. В 2021-м коллекция пополнилась четырьмя подвесками с потайными часами на цепочке.
В конце 1960-х покупки ювелирных украшений диктовались уже не столько инвестиционными соображениями, сколько эмоциями клиентов, их стремлением выразить свою индивидуальность. И длинный сотуар Alhambra, появившийся в 1968 году, идеально подходил для этих целей.
За прошедшие с момента выхода первой коллекции 53 года украшения Alhambra носили по-разному, а благодаря демократичности и способности подстраиваться к любой ситуации и любому окружению они стали одним из самых знаковых творений ювелирного мира. Alhambra абсолютно узнаваема: постоянно развиваясь, она сохраняет связь с изначальным культурным кодом.
Когда в 1980-х ювелирные дома стали пересматривать свое наследие, чтобы представить классические изделия в современном исполнении, Van Cleef & Arpels решили поэкспериментировать с Alhambra. Если раньше украшения коллекции создавались традиционным способом (сначала отливка по восковой модели, затем ручная сборка изделия, которую сложно механизировать из-за разницы в твердости между золотом и закрепляемыми в нем камнями), то современный подход диктует механическую полировку одновременно золота и перламутровой вставки. Правда, в результате подвески утратили оригинальную окантовку зернью, но тут уж ничего не поделаешь.
Впрочем, производство украшений в первоначальной стилистике сохранялось несмотря даже на то, что в 2000-х годах изделие из фактурного желтого золота было анахронизмом в тогдашнем ювелирном мире, одержимом гладким белым металлом. Дело в том, что Николя Бос, пришедший в Van Cleef & Arpels на пост генерального директора в 2000 году, был заинтригован Alhambra. Идею поддержали давние клиенты Van Cleef & Arpels, которых совершенно не волновали новые веяния в моде, в ювелирном искусстве или стиле. Многие покупали сотуар, потом короткое колье, затем браслет — оказалось, что Alhambra предполагает коллекционирование. Несколько сотуаров разных цветов было у княгини Монако Грейс, в середине 1970-х в сотуарах Alhambra выходили на публику актриса Роми Шнайдер и дочь миллиардера Аристотеля Онассиса, Кристина. Alhambra были в собраниях голливудской дивы Элизабет Тейлор и писательницы Джекки Коллинз. В 2000-х предметы «клеверной» коллекции стали носить женщины, не противопоставлявшие высокое ювелирное искусство украшениям на каждый день. Другими словами, Alhambra стала живой классикой.
Поддерживают узнаваемую эстетику Alhambra и новые подвески-часы на цепочке — четырехлистный мотив каждого изделия обрамляет двойной контур из золотых бусин. Подвески сохранили классический для Alhambra перламутр — внутри трех из четырех моделей под декоративной крышкой из карнелиана, бирюзы и гильошированного золота прячутся часы с перламутровым циферблатом. Мотив гильоше повторяется и на циферблате четвертой новинки с крышкой, инкрустированной бриллиантами в снежной закрепке. В дополнение к подвескам с потайными часами Van Cleef & Arpels выпустили две модели часов Sweet Alhambra с циферблатами из бирюзы или лазурита на ремешках из кожи аллигатора, цвет которого можно заменить одним нажатием пальца.