В цветах цветов
Jaeger-LeCoultre Reverso One Precious Flowers
Если бы в мире существовала специальная часовая премия за самый неисчерпаемый источник вдохновения в категории «Наручные часы», ее надо было бы вручить мануфактуре Jaeger-LeCoultre за модель Reverso. За прошедший век, когда наручные часы из изящного дамского аксессуара или утилитарного прибора превратились в повседневный аксессуар, лишь немногие модели смогли удержаться в зените популярности так же долго, как Reverso: их регулярно выпускают и обновляют с 1931 года. Вот и в 2021-м, в честь 90-летнего юбилея, мануфактура планирует целый год посвятить легенде. Среди всех юбилейных новинок на апрельской выставке Watches & Wonders выделялись Reverso Hybris Mechanica Calibre 185, первые в мире часы с четырьмя циферблатами, выпущенные в единственном экземпляре. Интересны и Reverso Tribute Small Seconds в актуальном сейчас зеленом цвете. Но самым роскошным запуском этого года стали четыре новинки Reverso One Precious Flowers с корпусом, покрытым цветочным узором в техниках горячей эмали и так называемой снежной бриллиантовой закрепки.
Когда в начале 1930-х группа игроков в поло попросила часового торговца Сезара де Трея создать часы, достаточно прочные, чтобы выдерживать эту жесткую игру, тот обратился к часовщику Жак-Давиду Лекультру. Сотрудничавший с ним французский инженер Рене-Альфред Шаво, ответственный за разработку нового корпуса, не стал использовать защитную решетку, как это делали для часов времен Первой мировой, а сконструировал вращающийся корпус, который можно было поворачивать циферблатом вниз и металлической стороной вверх, защищая таким образом хрупкое стекло. Мануфактура запатентовала изобретение в марте 1931 года. И с тех пор часы зарекомендовали себя не только как чрезвычайно практичные, но и как эстетически совершенные — вскоре заднюю сторону корпуса стали использовать для гравировок, художественных экспериментов, усложнений и второго циферблата. Основной циферблат Reverso выполнен в стилистике ар-деко, с его геометрически четкими формами, минималистскими индексами и простыми стрелками.
За 90 лет Reverso менялись в размерах, толстели и худели, работали на механизме с ручным подзаводом или на кварце. Но самым изящным из всех воплощений стали Reverso One, чей корпус уже и меньше классических Reverso. Именно их Jaeger-LeCoultre выбрали в качестве базы для ювелирных часов этого года.
Серия из четырех моделей Reverso One Precious Flowers, две из которых выполнены из белого золота и две из розового, навеяна декоративными украшениями и дамскими сумочками-несессерами 1920-х годов. На трех новинках (Blue, Purple и Pink Arums) распустились голубые, сиреневые и розовые цветы аронника. Цветы нанесены в технике горячей эмали поверх черной лакированной поверхности и окружены инкрустацией из 409 (Pink Arums) или 626 (Purple и Blue Arums) бриллиантов общим весом 2,59 и 1,98 карата соответственно. К слову, на установку 5–6 камней в технике снежной закрепки уходит около часа, а на инкрустацию одних часов 626 бриллиантами — 95 часов.
«Самым сложным было покрыть эмалью изогнутые пластины корпуса так, чтобы создать эффект огибающих его цветов,— рассказывает креативный директор Jaeger-LeCoultre Лионель Фавр.— Нанести жидкую эмаль на изогнутую поверхность стало для нас серьезным техническим вызовом».
Четвертая из новинок, White Lilies, выдержана в той же стилистике, что и Pink Arums,— цветы располагаются с задней стороны корпуса и не огибают его. Лилии на корпусе выгравированы вручную по металлу, рельеф с распустившимися бутонами дополнен эмалевыми листьями в синих тонах, а фоном композиции служит нежно-голубой перламутр. Свободное поле инкрустировано 335 бриллиантами общим весом 2,44 карата.
Каждая из четырех новинок, выпущенная в десяти экземплярах, хранит внутри мануфактурный механизм с ручным подзаводом. Каждая установлена на яркий цветной ремешок из кожи аллигатора. Если говорить не о цвете, а о цветах, им в Jaeger-LeCoultre приписывают особые смыслы. Так, розовый аронник стал символом восхищения, голубой — грации. Ну а белая лилия осталась в библейской трактовке — обозначает, как и всегда, чистоту.