Образование на расстоянии
Как вузы Черноземья внедряли дистанционные технологии обучения
Серьезнейшим вызовом для вузов в год пандемии стало развитие дистанционных технологий обучения — из-за коронавирусных ограничений аудиторные занятия на некоторое время были запрещены, но образовательный процесс останавливать было нельзя. Немногие университеты Черноземья частично были готовы к этому благодаря заблаговременному развитию онлайн-курсов, но и они столкнулись с такими проблемами, как нехватка техники, скорости интернета и мощности серверов, а также с возросшей преподавательской нагрузкой. Тем не менее вузы прошли период относительно гладко и намерены дальше развивать дистанционные технологии.
Лекционные форматы
Вузы Черноземья перешли на дистанционное образование почти одновременно в марте 2020 года. Возвращались же к очному образовательному процессу по-разному. В Белгородской области, например, дольше всех на дистанционном образовании был местный аграрный университет — вуз перешел на этот формат 16 марта, а вернулся к очному обучению спустя почти год, в начале февраля 2021 года.
В отличие от него, например, Белгородский госуниверситет (БелГУ) и местный институт искусств перешли на дистант 24 марта, а к занятиям в аудиториях частично вернулись уже в сентябре. При этом, отметили в БелГУ, с октября у каждого студента не менее трех дней в неделю лекции и семинары проводились в дистанционном формате. К апрелю 2021 году очное обучение везде почти восстановлено.
В других регионах Черноземья, в частности в Воронежской, Липецкой и Орловской областях, вузы действовали по схожей модели. Уходили на дистант в середине – конце марта, частично возвращали аудиторные занятия в сентябре и иногда снова уходили в онлайн, а спустя год после начала пандемии полностью восстанавливали очное обучение. Вместе с тем, отметили в Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ), возврат происходил постепенно: сначала вышли очники, но в удаленном формате продолжали учиться вечерники и заочники. При этом и очные группы могли отправляться на дистант в случае заболевания или вероятности контакта с заболевшими.
Воронежские вузы объясняли ситуацию следованием решениям губернатора Александра Гусева и возглавляемого им регионального оперативного штаба по борьбе с инфекцией. Как следует из решения оперштаба от 16 марта 2020 года, с этого дня восемь государственных вузов уходили на дистанционное обучение на 14 дней, а в учреждениях, не подведомственных Министерству науки и высшего образования, численность студентов минимизировалась до принятия решений отраслевыми ведомствами. При этом, подчеркивали в облправительстве, для тех, кто не мог заниматься дистанционно дома, организовывались места для дистанционного образования в общежитиях вузов.
В дальнейшем указами губернатора дистанционный формат не раз продлялся, пока в конце лета эпидемиологическая обстановка не позволила заговорить о возвращении очного обучения. При этом, отмечала на августовском совещании по вопросу готовности образовательных организаций к началу учебного года вице-премьер РФ Татьяна Голикова, ограничения в случае необходимости могут быть наложены точечно на конкретные учреждения. Однако уже в октябре ежесуточный прирост заболевших коронавирусом стал резко расти. Александр Гусев рекомендовал вузам снова вернуться, пусть и в неполной форме, к дистанционному обучению. Во время специально организованного видеосовещания глава региона одобрил предложение обратиться в адрес федеральных высших учебных заведений с просьбой о создании условий для «разобщения обучающихся» и переводе их максимального количества на дистант. «Это связано с необходимостью стабилизации эпидемиологической ситуации в регионе. Такой же формат обучения будет предусмотрен и для учреждений среднего профессионального образования», — поясняли в облправительстве.
В феврале на фоне постепенного снижения заболеваемости и стартовавшей в Воронежской области массовой вакцинации от коронавируса оперштаб рекомендовал вузам проводить все семинарские занятия в очном режиме, а лекции с участием более 50 студентов — онлайн.
«У нас ситуация способствует тому, чтобы студенты вышли на очное обучение. Об этом говорит устойчивое снижение заболеваемости и анализ ситуации в соседних регионах, откуда студенты к нам приедут: там тоже достаточно стабильная ситуация. Поэтому я думаю, что опасений быть не должно, а осложнения
не должны наступить», —
отметил Александр Гусев.
Технологии образования
Во время удаленного обучения вузы пользовались самыми разными дистанционными технологиями, от специализированных образовательных платформ Moodle и Coursera и различных средств видеосвязи — Zoom, Microsoft Teams, Webinar, Skype, TrueConf — до мессенджеров, включая Viber, WhatsApp и Telegram, и социальных сетей, в том числе специализирующейся на подаче фото- и видеоконтента Instagram. Использовали учреждения и иные сервисы. Например, Липецкий государственный педагогический университет (ЛГПУ) проводил прямые эфиры с дней открытых дверей и иных внеучебных мероприятий на YouTube. Кроме того, в вузе записали офлайн-лекции, которые размещались в личных кабинетах студентов и были доступны для просмотра в любое удобное время.
Часть вузов были и до введения ограничений готовы к дистанционному образованию. В БелГУ рассказали, что используют технологии для удаленного формата с 2004 года. За это время в университете на базе Moodle была разработана система электронного обучения «Пегас», а преподаватели создали более 4,7 тыс. внутренних онлайн-курсов, соответствующих утвержденным требованиям. «С 2010 года “Пегас” используется при реализации всех образовательных программ на всех формах обучения. С 2015 года мы начали использовать в образовательном процессе “комбинированное обучение”: такой способ организации учебного процесса дает выбор студенту приходить на занятия очно или участвовать удаленно в режиме видео-конференц-связи», — отметили в вузе. Там также добавили, что в 2018 году впервые в Черноземье в образовательный процесс были внедрены массовые открытые онлайн-курсы. На март 2021 года более 80% преподаваемых дисциплин были обеспечены курсами в «Пегасе», а по дисциплинам, не обеспеченным сертификатами, созданы временные учебные курсы: там преподаватели размещали учебно-методические материалы.
Большинству же вузов, даже при наличии небольшой базы имевшихся онлайн-курсов, пришлось ее наращивать и осваивать технологии оперативно. «Когда буквально было принято решение о переходе на дистант, у нас был шок. Почти 4 тыс. участников в один момент нужно было подключить к новым сервисам, проверить доступ. Какая-то просадка, безусловно, произошла, потери качества, особенно на первом этапе, были, потому что одномоментно взять и перестроиться на новые рельсы очень сложно. Отчасти нас спасло то, что давно развивается заочное образование. Внутри него мы последние пять-шесть лет развивали дистанционные модули, это позволило хотя бы как-то скомпенсировать переход. Было снято много промышленных объектов, какие-то лабораторные задания уже были переведены в цифру для заочников, поэтому какие-то элементарные заделы уже были», — рассказывал «Коммерсанту» ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) Василий Попов.
При этом дело было не только в количество доступных онлайн-курсов, но и обеспечении непосредственно образовательного процесса. По словам ректора Воронежского государственного университета (ВГУ) Дмитрия Ендовицкого, в первые месяцы вуз столкнулся с техническими проблемами: не хватало скорости интернета и мощности серверов, а также обеспечивающих связь гаджетов — камер, наушников, колонок. Глава учреждения отмечал, что в начале пандемии по обращению студентов и преподавателей компьютерная техника выдавалась домой во временное пользование под расписку. В итоге ВГУ потратил около 80 млн руб. на закупку необходимой техники. Еще одной проблемой, по словам Дмитрия Ендовицкого, стала многократно возросшая нагрузка на преподавателей, так как во время онлайн-лекции необходимо пообщаться с каждым студентом, чтобы понять, что он участвует, а не просто подключился к трансляции.
Вызовом для вузов стала и организация экзаменов — как обычных в конце сессий, так и защит выпускных работ и вступительных испытаний для абитуриентов. Для этого также использовались различные сервисы. Кроме того, часть вузов освоили прокторинг — систему контроля на онлайн-экзамене, в рамках которой специальный администратор — проктор — наблюдает за процессом через веб-камеру. Эта система в том числе призвана максимально объективно оценить знания экзаменуемого и отследить использование шпаргалок.
Применяются дистанционные технологии и сейчас. Во-первых, они необходимы для обучения учебных групп, в которых есть заболевшие коронавирусом или контактные. Кроме того, студенты не всегда и по иным причинам могут посещать аудиторные занятия. Во-вторых, на дистанте обучаются иностранцы, которые до сих пор не смогли вернуться в Россию. В-третьих, в некоторых регионах Черноземья на самоизоляции остаются жители старше 65 лет, среди которых есть и преподаватели. Наконец, дистанционные технологии используются при реализации программ академической мобильности, которая из-за разной эпидемиологической ситуации в регионах в той или иной степени затруднена.
Творческий подход
Пожалуй, с наиболее серьезным вызовом при дистанционном обучении столкнулись вузы, готовящие творческие кадры — музыкантов, художников, актеров, — ведь в этом случае образовательный процесс во многом построен на тесном и индивидуальном общении преподавателя и студента. Более того, изначально в федеральных образовательных стандартах по творческим специальностям была обозначена невозможность применения дистанционного формата. Эта мера стала вынужденной из-за пандемии.
В Черноземье работают два таких учреждения — Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК) и Воронежский государственный институт искусств (ВГИИ). Оба вуза подошли к организации обучения творчески. В БГИИК разработали собственную электронную образовательную среду «Лира», с помощью которой и была налажена дистанционная форма. Этим ресурсом студенты могут пользоваться и при очном обучении: на «Лире» размещены учебные курсы, лекции и материалы для самостоятельного обучения. Кроме того, БГИИК подключен к электронной библиотечной системе «Лань», предоставляющей дистанционный доступ к информационным ресурсам 200 российских вузов.
Во ВГИИ отметили, что использование дистанционных технологий дополнительно подтвердило сложность формирования профессиональных навыков без контакта с группой и педагогом-наставником: «Особенно страдали занятия по ансамблевым дисциплинам, оркестру, хору на музыкальном факультете, которые предполагают ощущение плеча и дыхания в работе над музыкальным произведением, согласные действия под руководством дирижера». В вузе также рассказали, что на театральном факультете сложно было проводить групповые занятия по актерскому мастерству, сценическому движению, танцу и другим предметам, «где необходимо не только личное взаимодействие, но и телесный контакт с партнерами».
Решая эти проблемы, вуз освоил новые подходы к организации образовательного процесса. Были подготовлены видеозаписи творческих учебных программ — театральных этюдов, исполнения музыкальных произведений, — и фотографирование выполненных работ по изобразительному искусству. Кроме того, вуз проводил онлайн концерты, фестивали и конкурсы и публиковал записи занятий и выступлений в рамках государственной аттестации. «Благодаря созданию учебных интернет-групп в разных мессенджерах и на видеоплатформах стало более активным непосредственное взаимодействие обучающихся и преподавателей. Можно даже говорить о повышении уровня компьютерной грамотности в среде пожилых педагогов, которые осваивали новые компьютерные программы для общения», — отметили во ВГИИ.
При этом дистанционные технологии не только спасли приемную кампанию в условиях локдауна, но и увеличили количество абитуриентов. Причем свои портфолио в воронежский вуз присылали соискатели из других регионов и зарубежных стран. Во ВГИИ заявили, что по итогам очных дистанционных вступительных испытаний был набран «очень достойный» первый курс.
Коронная наука
Крупнейшие вузы Черноземья помогают и бороться с коронавирусом. В конце 2020 года ВГУ подписал трехстороннее соглашение с Московским госуниверситетом и новосибирским научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора (известен как создатель второй российской вакцины от COVID-19 «ЭпиВакКорона») о совместных исследованиях по разработке эффективных лекарственных препаратов прямого действия против инфекции.
В рамках проекта воронежские ученые под руководством заведующего кафедрой органической химии Хидмета Шихалиева занимаются молекулярным дизайном и разработкой методов синтеза соединений-лидеров. Их коллеги из МГУ проводят докинг (моделирование и поиск устойчивых связей молекулы) комбинаторных библиотек гетероциклических соединений для получения данных о виртуальной активности тех или иных веществ в отношении белка-мишени — главной протеазы коронавируса. В «Векторе» же исследуют противовирусную активность для синтезированных веществ.
Как отмечают в ВГУ, уже найдена серия веществ, обладающих высоким действием в отношении коронавируса и превосходящих зарубежные аналоги. По данным вуза, сейчас оформляется несколько совместных заявок на международные патенты на новые противовирусные препараты.
С «Вектором» сотрудничает и БелГУ. В рамках научно-образовательного центра «Инновационные решения в АПК» вузовский НИИ фармакологии живых систем вместе с «Вектором» и Институтом биологии гена РАН работает над созданием генно-модифицированных мышей, которые станут тест-системой для разработки антикоронавирусных вакцин и препаратов.
Кроме того, белгородские ученые при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований разработали и «обучили» специальную сверхточную нейронную сеть, которая поможет медикам диагностировать коронавирус на основе рентгенографии грудной клетки. В качестве исходной базы данных для искусственного интеллекта в БелГУ использовали набор рентгеновских снимков Индианского университета из США. Нейросеть обучали в три этапа, включая ее последующее приспособление к другим данным. По словам разработчиков, точность диагностики при использовании искусственного интеллекта составляет 94,17%. При этом предложенный подход продемонстрировал надежность при условиях недостаточного объема обучающей выборки и неравномерного распределения данных. Сейчас ученые продолжают совершенствовать качество обучения нейросети и дорабатывают методы диагностики.
Появлялись в вузах и разработки, непосредственно с медициной не связанные: студенты Воронежского государственного технического университета (ВГТУ, имеет статус опорного вуза) сделали прототип устройства для дезинфекции салонов такси, общественного транспорта и автомобилей, используемых для каршеринга. Разработанный облучатель-рециркулятор работает в двух режимах. Первый направлен на очистку воздуха в салоне, при которой допускается присутствие водителя и пассажиров: устройство втягивает в себя воздух, очищает его и возвращает в салон. Второй режим предполагает работу в пустом салоне — ультрафиолет облучает поручни и сиденья, уничтожая микробы и вирусы. При этом прибор способен сам определять, есть ли в транспортном средстве люди, отметили в вузе.
В борьбу с коронавирусом включился и ТГТУ. В частности, тамбовские ученые развивали проекты в сфере телемедицины и применения нанотехнологий. Например, одно из исследований касается разработки наноматериала на основе полупроводникового вещества эмеральдина, способного дезактивировать оболочечные вирусы — вирусы гриппа, гепатита B, C, а также коронавирус. Уже разработана жидкая пропитка, которую можно легко наносить на фильтрующие материалы, отметили в вузе.