Кадры ощутили голод
Как производства Черноземья решают проблемы с нехваткой квалифицированного персонала
В 2021 году в регионах Черноземья продолжилась проявившаяся в год пандемии тенденция — на фоне временных всплесков роста безработицы в коронакризис вузы и работодатели фиксируют всплеск спроса на выпускников технических специальностей. К примеру, в Воронежской области университеты получают от агропромышленных предприятий заявок на работников вдвое больше, чем есть кандидатов. Развитие кадрового потенциала важно для инвестиционной привлекательности региона, отмечает губернатор Александр Гусев.
Рабочих зовут из городов
Подтверждают дефицит кадров и работодатели, в числе которых «Эфко», «Черкизово» и «Эконива». Так, руководитель управления по работе с персоналом «Эконива — продукты питания» (перерабатывающая структура холдинга «Эконива» Штефана Дюрра, крупные активы которого находятся в Воронежской области) Татьяна Дроздова рассказала, что компания «испытывает дефицит по ряду специальностей — инженеры автоматизированных систем управления технологическими процессами, слесари по контрольно-измерительным приборам, механики».
«К сожалению, многие выпускники данной категории не приходят на производство, а остаются для работы не по специальности в городе», — замечает госпожа Дроздова. При этом «Экониве», по словам представителя компании, «хватает мест для целевого обучения» в воронежских университетах. В 2020 году от компании поступили «несколько человек». Сам холдинг предлагает студентам стажировки, чтобы закрепить их за собой. «Но практика должна проходить на производстве по распределению. Так предприятие сможет готовить специалиста “под себя”, а вуз будет уверен в будущем выпускника», — считает госпожа Дроздова.
Директор по подбору персонала ГК «Эфко» Наталья Яшкольдина согласна, что «спрос на инженерные и технические кадры, действительно, превышает предложение». «Для нас это дополнительно осложняется тем, что многие вакансии подразумевают переезд в Белгородскую, Липецкую области, Краснодарский край, а иногда и за рубеж, в Египет или Казахстан, где также располагаются наши производственные площадки», — добавила она. «Мотивация востребованных специалистов гораздо сложнее, чем просто “цена вопроса”. Например, решающей может быть уверенность, что твой труд принесет пользу. Для наиболее перспективных кадров в “Эфко” предусмотрена даже возможность стать акционером компании. Личностные компетенции у нас традиционно ценятся выше профессиональных, — отметила госпожа Яшкольдина. — Такие качества, как интровертированность, трудолюбие, самоирония, мы находим не столько в крупных городах, сколько в российской глубинке».
Такие качества, как интровертированность, трудолюбие, самоирония, работодатели ищут у выпускников не в крупных городах, а в глубинке.
В группе «Черкизово» сообщают, что из-за открытия новых площадок и растущих объемов производства тоже сталкиваются с нехваткой выпускников в Черноземье: «Достаточно большим вызовом для нас являются отдаленные населенные пункты, несмотря на то что мы обеспечиваем возможность переезда и проживания. Например, в сегменте “Растениеводство” в Нижнедевицком производственном отделении в Воронежской области есть потребность в инженерах. Мы готовы рассматривать выпускников, но кандидатов очень мало». «На целевое обучение квоты выделяются правительством РФ, на инженерные специальности они составляют традиционно 10% от контрольных цифр приема. Наибольший дефицит в первую очередь наблюдается по ветеринарии, но компетентных инженеров, технологов в АПК также недостаточно», — подчеркнули в группе.
В «Черкизове» также сообщили, что уже занимаются профориентацией молодежи со школы, проводят вместе с вузами, в том числе в Воронежской области, «кастомизацию образовательных программ», предлагают стажировки: «Но важно популяризировать возможности получения специальности в АПК не только на уровне предприятия, но и на уровне страны: желающих учиться и в дальнейшем работать в сельском хозяйстве сегодня в разы меньше, чем в том же машиностроении, которым комплексно занимаются значительно дольше. Важна и материально-техническая база в вузах, чтобы образование максимально соответствовало запросам бизнеса. Необходимо инициировать и новые направления подготовки. Так, в Воронеже есть два ключевых вуза: Воронежский госуниверситет инженерных технологий (ВГУИТ) и Воронежский государственный агроуниверситет (ВГАУ), при этом в агроуниверситете нет направления “Автоматизация пищевых производств” — они не готовят инженеров КИПиА, которые сейчас критически необходимы».
Стоит отметить, что правительство Воронежской области целенаправленно придерживается позиции, при которой кадровое обеспечение должно стать одним из основных факторов инвестиционной привлекательности региона. «Кадры, социальная инфраструктура, административная и правовая поддержка — три главных ресурса в борьбе регионов за инвесторов. Важно выполнять свои обязательства перед бизнесом. Но еще важно не сделать из страны “инвестиционный офшор”. Сотрудничество должно быть выгодным и для регионов», — отмечает глава региона Александр Гусев.
Студенты теряют аппетит
Сложившуюся на региональном рынке труда ситуацию с кадрами для пищевой промышленности первоначально зафиксировали осенью 2020 года во ВГУИТ, выпускающем специалистов для нее. Как сообщили в университете, тогда вуз получил от агропромышленных холдингов и предприятий пищепрома заявок с вакансиями для работников существенно больше числа выпускников этого года. «Конкурс вакансий таков, что количество заявок превышает количество выпускников в среднем на 20%. В некоторых случаях заявок вдвое больше, чем выпускников. При этом заявок ежегодно становится больше», — отметили в вузе.
Там уточнили, что речь идет в первую очередь о технических и инженерных кадрах. Так, по программе «Технологии продуктов питания из растительного сырья», по которой готовят специалистов по производству хлеба, кондитерских и макаронных изделий, вина и пива, жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов, по хранению и переработке зерна, вуз на конец 2020 года получил 70 заявок. При этом на них есть лишь 39 кандидатов — будущих выпускников бакалавриата 2021 года, которые не планируют поступать в магистратуру. По программе «Технологии продуктов животного происхождения», где готовят сотрудников для производства мясных и молочных продуктов, вуз получил 62 заявки на всего 46 кандидатов.
Столь же высок спрос у работодателей и на других направлениях подготовки кадров для АПК и пищепрома. На программу «Промышленная и пищевая биотехнология» вуз получил 32 заявки на 26 выпускников, по программе «Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и производства продуктов животного и растительного происхождения» 17 заявок на восемь выпускников.
В числе компаний, подавших заявки, во ВГУИТ назвали холдинги «Русагро», «Продимекс», «Эфко», «Эконива», «Агроэко», «Мираторг», «Молвест», «Черкизово», «Балтика», Heineken, InBevEfes, а также ряд менее крупных предприятий из Воронежской области и регионов Черноземья: производителя дрожжей в липецкой области ООО «Ангел Ист Рус», производителя пребиотиков ООО «ИстАгроДон», ООО «Белгранкорм», ООО «Воронежские дрожжи», производителей пива «Канцлеръ» и «Таркос», воронежские хлебозаводы АО «Тобус» и АО «Хлебозавод № 7», ОАО «Воронежская кондитерская фабрика».
«Выпускников активно привлекают и в другие регионы: например, немало заявок приходит с предприятий Урала. Мы полагаем, что это связано с развитием приоритетных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. За грамотными технологами компании без преувеличения встают в очередь», — подчеркнул ректор ВГУИТ Василий Попов.
По его словам, набор абитуриентов на востребованные специальности тоже растет, но не столь бурно. Так, в 2018-2020 годах на бюджет бакалавриата технологического факультета поступало порядка 200 человек, в 2021-м вуз планирует принять 215 человек. «Абитуриентов становится больше, но и рынок труда требует готовить еще больше, несмотря на все проблемы в экономике, пищевая промышленность остается на плаву, — отметил Василий Попов. — За абитуриентов нам приходится конкурировать с другими вузами. Вчерашние школьники зачастую предпочитают более классическое техническое образование. Наше преимущество в том, что работа, вероятнее всего, сама найдет студента еще в процессе учебы, но осознать это в 18 лет не все могут, абитуриенты испытывают тягу к “свободным профессиям”, а завод, конвейер кажутся им какими-то пережитками».
Господин Попов в недавнем интервью «Коммерсанту» подчеркнул, что в 2021 году эта тенденция не только не потеряла актуальности, но и стала еще более заметной. «Конкуренция за выпускников стала еще острее, в борьбу за кадры вступили новые инвестиционные проекты — мясоперерабатывающий комплекс ГК “Агроэко” в Павловске на 2 тыс. с лишним сотрудников и крупнейший в Европе мясоперерабатывающий завод “Мираторга” на более 5 тыс. сотрудников. Спросом пользуются специалисты по мясной, молочной продукции, специалисты по охране труда — с третьего курса их уже разбирают. Более того, работодатели пытаются перебить предложения друг друга: компания обещает одну сумму, вторая — чуть больше, а третья готова еще и обеспечить транспортом», — рассказал ректор ВГУИТ.
По его оценке, следующая «волна спроса на кадры для пищепрома» в Черноземье будет связана с производством сыров и мясной промышленностью: «В эти отрасли начинаются очень большие инвестиции».
Высокий спрос на квалифицированных специалистов для реального сектора экономики — один из факторов, обеспечивающих в Воронежской области низкий уровень безработицы даже после коронакризиса. Накануне регион вошел в топ благополучных регионов России по этому показателей в рейтинге агентства РИА «Новости». Как отмечает губернатор Александр Гусев, «пандемийный год, конечно, нельзя назвать простым для воронежского рынка труда, но достигнутый результат свидетельствует, что в тех условиях мы принимали решения, которые позволили удержать ситуацию с рабочими местами». «Продолжим ее улучшать, в том числе и за счет высокого инвестиционного потенциала региона», — подчеркнул глава Воронежской области.
Господин Гусев также отмечает, что властям региона удается выполнять задачу, при которой рост зарплат в Воронежской области должен превышать уровень инфляции. «Мы оказываем поддержку и тем, кто остался без работы. Так, в 2020 году после 1 марта мы направили на это более 700 млн руб. Кроме того, поддерживаем и тех, кто создает новые рабочие места. Стратегия такова, чтобы оказать помощь работодателям, создающим условия для благополучия воронежцев», — заключил Александр Гусев.
По данным HeadHunter, в Воронежской области сфера производства и сельского хозяйства занимает четвертое место по количеству размещенных резюме (7%). Уровень конкуренции составляет в среднем два-три кандидата на место, это в два раза ниже нормы для рынка труда в пять-шесть человек на одну вакансию. В целом в области за 2020 год одновременно с увеличением количества резюме от соискателей снизилось число предложений работодателей. К примеру, по оценке HeadHunter, число вакансий в третьем квартале 2020-го стало на 10% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. Претендентов на рабочие места, напротив, стало больше. «В таких сферах, как рабочий персонал, строительство и недвижимость, производство и сельское хозяйство, мы отмечаем ярко выраженный дефицит специалистов в течение последних нескольких лет, — говорит директор макрорегиона “Юг” компании HeadHunter Ирина Веретенникова. — Как следствие этого, работодатели стали охотнее принимать на работу кандидатов без опыта, в том числе выпускников профильных вузов. Три-четыре года назад спрос на молодых специалистов без опыта не превышал 11%. Сказывается и тенденция обучать кадры под потребности бизнеса на местах — компании запускают собственные курсы для студентов, лидерские программы для выпускников». Госпожа Веретенникова считает, что конкуренция за специалистов «только усилится на горизонте трех-пяти лет».