В общепит вдохнут Ozon
Маркетплейс присматривается к доставке из ресторанов
Бум спроса на доставку еды из ресторанов привлек внимание маркетплейсов. Возможность запуска собственного агрегатора рассматривают в Ozon, планирует аналогичный проект и Wildberries. Рестораторы рассчитывают, что усиление конкуренции позволит снизить комиссию и улучшить условия для курьеров. Но для привлечения партнеров новым игрокам придется существенно улучшить условия доставки.
Маркетплейс Ozon опубликовал на собственном сайте вакансию менеджера проекта доставки из ресторанов. На это обратил внимание “Ъ”. В списке задач указаны тестирование прототипа продукта на востребованность для потенциальной аудитории, определение плана по масштабированию и разработка направления доставки из ресторанов. Проект будет работать на базе службы Ozon Express, указано там. Представитель Ozon не ответил на вопросы по существу, а к вечеру среды вакансия была удалена с сайта. “Ъ” сохранил копию объявления.
Ozon Express работает только в Москве и Подмосковье, занимается экспресс-доставкой продуктов питания, детских товаров, товаров для дома и для домашних животных. Заявленное время доставки — от одного до четырех часов. По итогам первого квартала оборот всего Ozon вырос на 135%, до 74,2 млрд руб., год к году.
Компания анонсировала запуск доставки блюд из общепита под брендом Ozon Foody еще в 2019 году. Тогда сообщалось, что сервис договорился о сотрудничестве с 200 рестораторами. Но позже Ozon заморозил проект на неопределенный срок. В Wildberries заявили “Ъ”, что планируют заняться доставкой блюд из заведений общепита. Доставка будет осуществляться силами самих рестораторов, добавил представитель площадки, не называя сроков начала «пилота» и других подробностей по проекту. В «Aliexpress Россия» сообщили, что пока не планируют запускать собственный агрегатор доставки блюд из ресторанов.
Управляющий партнер и гендиректор ресторанного холдинга Ginza Project Moscow Максим Ползиков говорит, что комиссии для рестораторов у существующих агрегаторов делают работу с ними невыгодной.
«В Москве мы работаем со всеми основными игроками, однако это больше рекламная площадка, чем совместный бизнес. На доставке зарабатывают крупные предприятия фастфуда, но там отличная от ресторанов математика»,— рассказывает он. В McDonald’s и KFC от комментариев отказались. Эксперт рынка общепита Алексей Панов говорит, что от новых игроков ждут снижения комиссии и более гибких условий хотя бы на старте работы. По его словам, у Ozon есть большая клиентская база, но им предстоит предложить ресторанам более низкую комиссию и научиться доставлять заказы за 15–30 минут. Представитель ГК «Шоколадница» ожидает, что усиление конкуренции положительно скажется на условиях труда для курьеров, но вряд ли повлияет на комиссии для рестораторов в ближайшем будущем.
В «Яндекс.Еде» на запрос “Ъ” не ответили. Представитель Delivery Club считает, что на текущем этапе развития рынка доставки говорить о конкуренции рано. По его словам, условия работы агрегаторов с ресторанами и курьерами диктуются исключительно экономикой оказываемых услуг, а стандартная комиссия находится на уровне 20–35%.
Рынок доставки готовых блюд из общепита интересует и других участников.
Так, этой весной аналогичное направление начала развивать и X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») через собственную службу доставки продуктов «Около». В X5 от комментариев отказались. Кроме того, активно выходит в новые города-миллионники краснодарский сервис Broniboy, среди инвесторов которого совладелец агрохолдинга KZP и депутат заксобрания Краснодарского края Алексей Сидюков. По оценкам NPD Group, в первом квартале 2021 года россияне увеличили расходы на доставку еды из ресторанов на 40% год к году, и этот канал занял уже около 20% всего рынка. В целом расходы на общепит в этом периоде оказались на 8% ниже уровня 2020 года и на 7% ниже, чем в 2019 году, подсчитали в NPD Group.