В соцсетях выловили коррупцию
Эксперты критикуют новые правила Роскомнадзора
Разработанные Роскомнадзором требования к соцсетям, которые утверждают состав ежегодных отчетов об удалении площадками противоправной информации, обременительны и содержат коррупциогенный фактор. Такая позиция содержится в заключении по итогам независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа ведомства. Сам регулятор с этим не согласен. Юристы отмечают, что проект должен быть доработан для ликвидации возможных рисков. Но эксперты полагают, что отчеты все равно будут формальностью «для красивых цифр».
“Ъ” ознакомился с результатами антикоррупционной экспертизы проекта приказа Роскомнадзора, который вводит требования к составу отчетов соцсетей «о найденной и удаленной информации, распространяемой с нарушением закона». Обсуждение проекта проходило с 18 марта по 14 апреля на портале regulation.gov.ru.
Из заключения, проведенного аккредитованным Минюстом экспертом Алексеем Ефремовым, следует, что документ содержит коррупциогенный фактор, который заключается в установлении «неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям».
Александр Хинштейн, глава комитета Госдумы по информполитике, 21 декабря 2020 года (цитата по ТАСС)
Это продолжение линии на наведение порядка в интернете и его очищения от негативного контента
Документ устанавливает требования к соцсетям о форме и составе ежегодного отчета об удалении запрещенного контента. В нем они обязаны будут указывать число страниц, на которых найдена подобная информация, а также число таких страниц, которые были удалены по требованию Роскомнадзора и без него. То же требование распространяется и на статистику о сторонних обращениях по поводу нарушающей закон информации: сколько страниц с ней было обнаружено, сколько из них заблокировано, на какие обращения был дан отказ. В статистике запрещенная информация должна делиться по типам. Проект приказа разработан во исполнение поправок к закону «Об информации», принятых 30 декабря, они обязывают соцсети самостоятельно выявлять и блокировать незаконный контент.
Чтобы исключить коррупциогенный фактор из нового проекта, автор отчета рекомендовал Роскомнадзору предусмотреть соответствующие положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования и в той же сфере предпринимательской деятельности. Но в ведомстве с доводами эксперта не согласились и не учли их при доработке проекта. «Обязанность по размещению отчета возложена только на владельцев социальных сетей, а на иные субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности такая обязанность не возлагается»,— говорится в комментарии Роскомнадзора.
Речь идет о принципе «один за один» — если государство вводит новые административные требования, то должно отказываться от других, объясняет глава практики защиты репутации адвокатского бюро А-ПРО Антон Воробьев. Однако в России, по его словам, примеры применения принципа единичны. Результаты экспертизы господин Воробьев называет необычными: «Проект Роскомнадзора лишь утверждает состав отчета соцсетей, сама же обязанность готовить его уже закреплена в законодательстве». Вполне возможно, допускает эксперт, что экспертиза проведена по инициативе владельцев соцсетей.
Все новые нормативно-правовые акты подвергаются различным экспертизам, в том числе и соответствию антикоррупционному законодательству, говорит адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. «Если в ходе такой экспертизы будут выявлены коррупционные риски, акт подвергается доработке и изменениям для ликвидации возможных рисков. Если экспертная позиция по какой-то причине не была учтена, то ведомство будет нести ответственность за наступление негативных последствий»,— добавляет юрист.
По мнению директора по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирины Левовой, требования по составлению отчетности сложно назвать обременительными для соцсетей: «Такие цифры вряд ли можно верифицировать, поэтому они легко "рисуются"». Роскомнадзор не знает, сколько запрещенной информации соцсети блокируют самостоятельно, поясняет госпожа Левова, но «ему нужны эти цифры для красивой отчетности по принуждению интернет-компаний к соблюдению законодательства».