Секс в больших городах
Татьяна Алешичева о сериале «В поисках любви» по Нэнси Митфорд
На канале BBC One вышла новая экранизация романа Нэнси Митфорд о приключениях двух англичанок в Европе между мировыми войнами
Благоразумная Фанни Логан (Эмили Бичем) с детства восхищается своей порывистой кузиной Линдой Радлетт (Лили Джеймс), взрослеющей в фамильном поместье под гнетом отца-самодура. Фанни он приходится дядей, и она много чего может порассказать о нем. Дядя Мэттью (Доминик Уэст) презирает иностранцев и начитанных женщин (включая саму Фанни), так что его дочери образования не получили. В доме Радлеттов над камином висит кирка, которой в 1915-м Мэттью зарубил на фронте восьмерых немцев, вылезших из траншеи. Еще он ненавидит детей и каждое Рождество устраивает на них охоту — гоняет малышню по лесу с собаками. «Будь Радлетты бедны, за такие проделки его посадили бы в тюрьму»,— уверена Фанни, от лица которой ведется повествование. Но эксцентричный деревенский сквайр процветает, Фанни с Линдой запираются в бельевой кладовке и грезят о счастливом будущем, и рассказ об их взрослении и последующей жизни совсем не похож на драму.
Роман Нэнси Митфорд «В поисках любви», во многом построенный на ее собственной биографии, вышел в 1945 году и сразу обрел целую когорту преданных поклонников. Проза Митфорд легкой ироничной интонацией напоминает Ивлина Во, с которым она дружила,— оба принадлежали к кругу лондонской «золотой молодежи» 1920-х годов. Мятежный дух этого поколения и его эксцентрические повадки воплотились у Митфорд в образе приятеля Фанни и Линды — лорда Мерлина (Эндрю Скотт), который представляет в романе своего рода инстанцию вкуса. Впоследствии роман Митфорд стал культовым — поклонницей ее воздушного письма и ее явной подражательницей была небезызвестная Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе». Нынешней, третьей по счету экранизации, сделанной актрисой Эмили Мортимер, удалось главное: не расплескать ту драгоценную интонацию, с которой Митфорд говорит вообще обо всем — будто нет на свете ничего такого, о чем нельзя было бы шутить.
Главное правило тут, удерживающее иронию от ерничества и злословия,— это умение шутить над собой. В образе Линды сосредоточилась вся суть романтической натуры Митфорд, на которую она смотрит со стороны, слегка прищурясь. Линда Радлетт грезит о любви, «которая случается лишь раз в жизни и длится вечно», в погоне за ней ввязываясь в ненужные и нелепые отношения. Ее первым мужем становится напыщенный аристократ Тони Кресиг (Фредди Фокс), который недалеко ушел от ее папаши Мэттью: жена в его понимании должна быть украшением светских гостиных и при этом домовитой скромницей. У Линды рождается дочь, к которой она не испытывает никакой материнской привязанности. Закадровый голос Фанни комментирует этот казус с опаской: ее собственная беспутная мамаша, спутавшись с очередным любовником, без зазрения совести отдала крошечную Фанни на воспитание сестре. В семье за ненасытный любовный аппетит ее прозвали Поскакуньей (эту роль в сериале блестяще сыграла сама Мортимер). Первый брак Линды ожидаемо заканчивается крахом, и со свойственной ей импульсивностью она бросается во второй — с убежденным коммунистом и классическим занудой Кристианом Тэлботом (Джеймс Фрешвилл), следом за которым она едет на гражданскую войну в Испанию.
И вновь, когда речь идет о трагических и неотменимо серьезных вещах, не пришедшуюся ко двору драму теснит иронический фатализм, своего рода английская национальная скрепа. «Теперь все вокруг стали такими серьезными»,— замечает Линда при виде беженцев из Каталонии, которые отправляются в Мексику. «Так и сам мир стал серьезным»,— говорят ей. Весь мир, но только не она! «Не тратьте время на чужие дела, оно бесценно, и его совсем не осталось»,— говорят ей. А между тем она — женщина, которая не согласна на меньшее, чем великая любовь,— знает это как никто другой. Эту любовь она все-таки найдет — догонит! — сидя зареванной на чемодане на Северном вокзале в Париже.
Добросовестная Фанни скрупулезно поведает нам о новом романе Линды со смешливым и дьявольски богатым французским аристократом (Ассаад Буаб) — с ним она обретет целых пять месяцев безоблачного счастья. «Немногие даже на смертном одре могут таким похвастаться»,— бурчит добродетельная Фанни, давно живущая в скучном браке, лишь бы не прослыть «поскакуньей». Закадычные подруги вообще являют пример удивительной женской дружбы: одну все время тянет на поиски приключений, другая предпочитает стабильность, и каждой отчаянно не хватает того, что есть у другой. Но в одном они, пожалуй, согласны: от мужчин в жизни одно расстройство. «Ну ничего, скоро их всех поубивают на войне, и мы сможем вздохнуть спокойно». Чтобы так шутить, требуется изрядная доля цинизма, который служит у Митфорд оборотной стороной романтизма и невесть откуда взявшегося мужества — с ним ее героини проживают свою единственную жизнь в мире, стоящем на пороге катастрофы.
Смотреть: «Кинопоиск HD»