«Лама» пришла к «Гиганту»

Томская торгово-производственная группа купила право аренды 32 магазинов «Сибирского гиганта»

Томская группа компаний «Лама» до конца 2021 года возьмет под управление все 32 магазина новосибирского ритейлера «Сибирский гигант». В арендованных торговых точках будет проведена реконцепция: вместо «Горожанок», «Мегасов» и «Гигантов» откроются франчайзинговые супермаркеты Spar, универсамы «Хороший выбор» и гипермаркеты «Первоцен». Одновременно с этим томская сеть строит в Новосибирске три собственных помещения для супермаркетов Eurospar. Эксперты уверены, что замещение одного игрока другим на региональном рынке приведет к обострению конкуренции.

Томская группа компаний «Лама» купила право аренды 32 магазинов новосибирского торгового холдинга «Сибирский гигант». ГК планирует до конца года провести их реконцепцию и запустить все торговые точки под новыми вывесками, рассказал „Ъ-Сибирь” директор ООО «Спар-Томск» (входит в ГК «Лама») Владимир Емельяненко. «Мы заходим как розничный оператор бизнеса: делаем реконцепцию магазинов, ремонт, меняем ассортиментную матрицу, производственные процессы, запускаемся под собственными брендами», — сообщил он. Стоимость сделки и запланированные объемы инвестиций господин Емельяненко не назвал: «На текущий момент бюджеты уточняются».

По сведениям Владимира Емельяненко, на данный момент «Лама» открыла в Новосибирске первый супермаркет Spar в новом арендованном помещении, в ближайшее время запустит еще три — в бывших «Горожанках» «Сибирского гиганта». Согласно справочнику 2ГИС, в «Горожанках» также начинают открываться универсамы «Хороший выбор». Вместо гипермаркетов «Гигант» в Новосибирске, по словам господина Емельяненко, появятся «Первоцены» (бренд «Ламы») и, возможно, Interspar (самый большой магазин в «семье» нидерландского бренда). «Всего к концу года в Новосибирске, с учетом одного уже работающего магазина и планируемых собственных открытий, у нас будет функционировать 36 объектов разных форматов. Все достаточно большие, потому что „Горожанки” — в большинстве своем отдельностоящие здания площадью более 1 тыс. кв. м», — сказал господин Емельяненко. Он рассказал, что в этом году «Лама» планирует построить в Новосибирске три собственных магазина Eurospar — это третий по величине формат нидерландского бренда, его площадь должна составлять 1–3 тыс. кв. м. Где будут расположены эти магазины, он не уточнил.

По данным директора RID Analytics Елены Ермолаевой, средняя арендная ставка по торговым помещениям в Новосибирске в марте 2021 года составила 875 руб. за 1 кв. м в месяц. Таким образом, аренда 77,3 тыс. кв. м могла бы обойтись «Ламе» примерно в 67,6 млн руб. в месяц (811,7 млн руб. в год). Средняя цена продажи 1 кв. м торговой недвижимости в городе в марте, по информации госпожи Ермолаевой, составляла 76,6 тыс. руб., но, так как в магазинах обычно часть площади представляют собой подсобные и складские помещения, «при продаже более логично выглядела бы цена 50–60 тыс. руб. за 1 кв. м». Таким образом, в случае продажи торговых точек «Сибирский гигант» мог бы получить за них около 4,6 млрд руб., однако поскольку речь идет о крупном лоте, цена была бы ниже, предполагает аналитик.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в результате сделки на новосибирском рынке произошло «замещение более эффективным игроком менее эффективного». «Это в любом случае усиление конкуренции, тем более что „Лама” приходит в Новосибирск, в том числе, с форматом Eurospar — по сути, формируют отдельный масштабный кластер бизнеса». Масштабная экспансия в Новосибирске позволит «Ламе» выстроить отношения с поставщиками, снизить управленческие издержки, а также побороться за вход в топ-5 крупнейших игроков рынка, полагает эксперт.

Выбор в пользу аренды, а не покупки бизнеса или недвижимости господин Бурмистров считает оправданным: «По большому счету это самая комфортная схема, по которой проходят все сделки, — получение прав аренды: заключают долгосрочный договор, как правило, на 7–10 лет. Сейчас никто не готов покупать недвижимость, а собственник едва ли будет ее продавать, потому что недвижимость сейчас менее интересна, чем ритейловый бизнес». Господин Бурмистров также считает, что сделка позволит «Сибирскому гиганту» увеличить доходы: собственник будет получать арендные платежи выше, чем та чистая прибыль, которую получал от розничного бизнеса: «Для них это хорошая сделка».

Дарья Решетникова

Вся лента