«Лама» пришла к «Гиганту»
Томская торгово-производственная группа купила право аренды 32 магазинов новосибирского ритейлера
Томская группа компаний «Лама» до конца 2021 года возьмет под управление все 32 магазина новосибирского ритейлера «Сибирский гигант». В арендованных торговых точках будет проведена реконцепция: вместо «Горожанок», «Мегасов» и «Гигантов» откроются франчайзинговые супермаркеты Spar, универсамы «Хороший выбор» и гипермаркеты «Первоцен». Одновременно с этим томская сеть построит в Новосибирске три собственных помещения для супермаркетов Eurospar. Эксперты уверены, что замещение одного игрока другим на региональном рынке приведет к обострению конкуренции.
Томская группа компаний «Лама» купила право аренды 32 магазинов новосибирского торгового холдинга «Сибирский гигант». ГК планирует до конца года провести их реконцепцию и запустить все торговые точки под новыми вывесками, рассказал “Ъ-Сибирь” директор ООО «Спар-Томск» (входит в ГК «Лама») Владимир Емельяненко. «Мы заходим как розничный оператор бизнеса: делаем реконцепцию магазинов, ремонт, меняем ассортиментную матрицу, производственные процессы, запускаемся под собственными брендами»,— сообщил он. Стоимость сделки и запланированные объемы инвестиций господин Емельяненко не назвал: «На текущий момент бюджеты уточняются».
Торговый холдинг «Сибирский гигант» был создан в Новосибирске в 1996 году. По данным «СПАРК-Интерфакс» с октября 2020 года единственным собственником головной компании холдинга является бывший депутат Законодательного собрания Новосибирской области Александр Манцуров, его партнер — предприниматель Андрей Кузнецов, ранее владевший 47,15%, — вышел из капитала. По данным сайта ритейлера, торговая сеть насчитывает 32 магазина в разных форматах, в том числе гипермаркеты «Гигант» (4), супермаркеты «Мегас» (4) и универсамы «Горожанка» (24), их общая площадь — 77,3 тыс. кв. м. В 2019 году ООО «ТХ "Сибирский гигант"» впервые за время существования получило чистый убыток — 44,5 млн руб., выручка сократилась на 13% — до 13,17 млрд руб. По итогам 2020 года убыток увеличился до 102,6 млн руб., выручка уменьшилась до 10 млрд руб.
Торгово-производственная группа «Лама» включает универсамы «Абрикос», несколько торговых центров и производственные предприятия, по франшизе развивает сеть нидерландского бренда Spar в Томске (с марта 2013 года) и Новосибирске (с апреля 2021 года). «Лама» входит в федеральный Альянс региональных ритейлеров (АРР, франчайзинговая сеть «Хороший выбор»), который возглавляет Владислав Левчугов. Выручка «Ламы» в 2020 году, по данным АРР, составила 16,9 млрд руб.
По сведениям Владимира Емельяненко, на данный момент «Лама» открыла в Новосибирске первый супермаркет Spar в новом арендованном помещении, в ближайшее время запустит еще три — в бывших «Горожанках» «Сибирского гиганта». Согласно справочнику 2ГИС, в «Горожанках» также начинают открываться универсамы «Хороший выбор». Вместо гипермаркетов «Гигант» в Новосибирске, по словам господина Емельяненко, появятся «Первоцены» (бренд «Ламы») и, возможно, Interspar (самый большой магазин в «семье» нидерландского бренда). «Всего к концу года в Новосибирске с учетом одного уже работающего магазина и планируемых собственных открытий у нас будет функционировать 36 объектов разных форматов. Все достаточно большие, потому что "Горожанки" в основном — отдельно стоящие здания площадью более 1 тыс. кв. м»,— сказал господин Емельяненко. Он сообщил, что также в этом году «Лама» планирует построить в Новосибирске три собственных магазина Eurospar — это третий по величине формат нидерландского бренда, его площадь должна составлять 1–3 тыс. кв. м. Где будут расположены эти магазины, он не уточнил.
Ранее совладелец группы «ТД "Шкуренко"» (развивает в Омске франшизу Spar) Виктор Шкуренко сообщал “Ъ-Сибирь”, что инвестиции в открытие каждого магазина Spar, не включая затраты на недвижимость, составляют в среднем около 20 млн руб.
По данным директора RID Analytics Елены Ермолаевой, средняя арендная ставка по торговым помещениям в Новосибирске в марте 2021 года составила 875 руб. за 1 кв. м в месяц. Таким образом, аренда 77,3 тыс. кв. м могла бы обойтись «Ламе» примерно в 67,6 млн руб. в месяц (811,7 млн руб. в год). Средняя цена продажи 1 кв. м торговой недвижимости в городе в марте, по информации госпожи Ермолаевой, составляла 76,6 тыс. руб., но так как в магазинах обычно часть площади занимают подсобные и складские помещения, «при продаже более логично выглядела бы цена 50–60 тыс. руб. за 1 кв. м». Таким образом, в случае продажи торговых точек «Сибирский гигант» мог бы получить за них около 4,6 млрд руб., однако поскольку речь идет о крупном лоте, цена была бы ниже, предполагает аналитик.
Несколько участников рынка сообщили “Ъ-Сибирь”, что собственник «Сибирского гиганта» Александр Манцуров искал варианты продажи торговых сетей холдинга, обсуждение велось с региональными и федеральными ритейлерами. Сам господин Манцуров на звонки не ответил.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в результате сделки на новосибирском рынке произошло «замещение более эффективным игроком менее эффективного». «Это в любом случае усиление конкуренции, тем более что "Лама" приходит в Новосибирск в том числе с форматом Eurospar — по сути, формируется отдельный масштабный кластер бизнеса».
Масштабная экспансия в Новосибирске позволит «Ламе» выстроить отношения с поставщиками, снизить управленческие издержки, а также побороться за вход в топ-5 крупнейших игроков рынка, полагает эксперт.
Лидерами новосибирского рынка продуктового ритейла, по его данным, сейчас являются «Лента», «Магнит» и «Ярче». Также сильные позиции занимают Х5 Retail (сеть «Пятерочка»), «Быстроном» и «Мария-Ра». Давление конкуренции со стороны «Ламы», по мнению господина Бурмистрова, могут ощутить «Мария-Ра» и малые региональные сети. По итогам 2021 года томская группа, по мнению эксперта, может занять до 5% рынка продуктового ритейла в Новосибирской области. В Томской области ее доля составляет около 17%.
Выбор в пользу аренды, а не покупки бизнеса или недвижимости господин Бурмистров считает оправданным: «По большому счету, это самая комфортная схема, по которой проходят все сделки, — получение прав аренды. Заключают долгосрочный договор, как правило, на 7–10 лет. Сейчас никто не готов покупать недвижимость, а собственник едва ли будет ее продавать, потому что недвижимость сейчас менее интересна, чем ритейловый бизнес». Господин Бурмистров также считает, что сделка позволит «Сибирскому гиганту» увеличить доходы: собственник будет получать арендные платежи выше, чем та чистая прибыль, которую получал от розничного бизнеса: «Для них это хорошая сделка».