Фонду кино показали катастрофы

А зрители ждут комедий, сказок и мультфильмов

Определились претенденты на распределяемые Фондом кино субсидии, урезанные до 1,3 млрд руб. Участники рынка называют большинство заявленных проектов фильмами-катастрофами, которые в период нестабильности никто не смотрит. Отраслевая статистика подтверждает, что аудитория сейчас выбирает сказки, анимацию и комедии. Но проектов в этих жанрах на питчинге фонда оказалось только два из четырнадцати.

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

В Фонде кино 19 мая прошла защита проектов кинокомпаний-лидеров. Это крупнейшие продюсерские группы, которые получают господдержку в приоритете и большую часть средств могут не возвращать. Обычно фонд распределяет через питчинги около 3 млрд руб. в год, из которых большую часть осваивают лидеры.

В этом году субсидия урезана до 1,3 млрд руб. для лидеров и 300 млн руб.— для остальных.

Из десяти лидеров на конкурс заявились только восемь компаний. «Тритэ» Никиты Михалкова анонсировала два проекта: фантастический «Кракен» о поединке атомной подводной лодки с чудовищем и шахматную драму «Чемпион мира». Bazelevs Тимура Бекмамбетова представил анимационного «Ходжу Насреддина». СТВ Сергея Сельянова — анимационный «Барбоскин дэнс» и режиссерский дебют актера Алексея Чадова «Джон».

Структуры «Газпром Медиа» заявили четыре проекта. В том числе «Централ Партнершип» запросил поддержку фильма «Праведник» о военном подвиге русского офицера, студия 1–2–3 Production — приключенческой драмы «Бансу» о поисках советского бомбардировщика на Аляске, «Метро 2033» по книге Дмитрия Глуховского и хоккейной драмы «Русская пятерка». Структуры «Национальной медиа группы» (НМГ) пришли с тремя заявками: Art Pictures Studio Федора Бондарчука анонсировала «Крысолова» о гибридных людях, «Водород» — фантастический «Сто лет тому вперед» о космических пиратах и драму «Подвиг». Студия Mars Media Рубена Дишдишяна представила «Воланда» по «Мастеру и Маргарите» и семейный фильм-катастрофу «Мира» об аварии на космической станции.

«Не подзамучаете ли вы всех катастрофами? — прокомментировал питчинг член экспертного совета фонда, глава “Первого канала” Константин Эрнст.— По телевизору люди не хотят смотреть фильмы-катастрофы, у них отрицание негатива. Если вы не будете это учитывать, миллиарда кассовых сборов не будет, не надо обманывать ни фонд, ни себя».

Зрители, подчеркнул господин Эрнст, хотят «что-нибудь страшненькое» в период стабильности, а в нынешней «тяжелейшей, почти предкарибской» обстановке нужны «благостные фильмы».

С 1 августа 2020 года, когда начали открываться кинотеатры, 28% кассовых сборов принесли 36 фильмов с элементами фантастики и фэнтези, лидерами стали сказки — вторая часть «Последнего богатыря» и «Конек-горбунок», подсчитали в Estimate Company. Следом идут анимация (19,2%) и комедии (18,3%). «Эти цифры подтверждают, что аудиторию привлекают позитивные фильмы про эскапизм, на которые можно сходить и с детьми»,— говорит глава Estimate Company Мария Вогт.

Однако она не считает большинство проектов питчинга фильмами-катастрофами: «Было достаточно проектов с фантастическими элементами. В частности, “Мира” представляет собой смешение жанров (фантастика, семейная драма, катастрофа), продюсеры обратили внимание на катастрофу, поскольку это дает больше перспектив привлечь молодежную аудиторию, традиционно наименее лояльную к российскому кино». Именно этот сегмент принес кассу «Холопу», «Вторжению» и другим прибыльным отечественным релизам, уточняет эксперт.

«Дирекция кино», которая производит фильмы в партнерстве с «Первым каналом» и входит в число кинолидеров, не заявила проектов на питчинг. По данным “Ъ”, она занята психологической военной драмой «Момент истины» с бюджетом 600 млн руб., которую уже дважды заявляла на питчинги и получала поддержку. Эта студия известная многолетним подходом к разработке каждого фильма. Например, на «Викинг» фонд выделил 613 млн руб. без возврата в течение нескольких лет (при бюджете 1,22 млрд руб. фильм собрал в кино 1,49 млрд руб.). Историческая драма «Союз спасения» при бюджете 980 млн руб. (включая 400 млн руб. безвозвратных субсидий) собрала 717 млн руб.

Не запрашивала поддержки и студия-лидер Yellow, Black & White (YBW), снявшая, например, самый кассовый российский фильм «Холоп». По данным “Ъ”, YBW планирует заявиться на отдельный конкурс Фонда кино на детско-юношеские фильмы, который пройдет позже. В отличие от основного конкурса его финансирование не сокращалось, сохранившись на уровне 1 млрд руб. в этом году. YBW сейчас работает над полнометражным семейным фильмом о Чебурашке с бюджетом не менее 600 млн руб. в партнерстве с «Союзмультфильмом», СТС и ВГТРК.

Анна Афанасьева

Вся лента