Исторически доказанный метод
На спецполигоне «Коммунарка» обнаружены новые захоронения
Археологи обнаружили новые расстрельные ямы на спецполигоне НКВД «Коммунарка», где захоронены жертвы советских репрессий. Научные исследования позволили восстановить хронологию появления котлованов — и соотнести захоронения со списками расстрелянных. Теперь на полигоне планируют создать полноценное мемориальное пространство.
Поисковые работы на полигоне «Коммунарка» велись с 2018 года по инициативе Музея истории ГУЛАГа и при поддержке Фонда памяти. Как пояснили “Ъ” в музее, целью было установить границы захоронений: до этого не было известно, где именно находятся расстрельные ямы. На первом этапе археологам помог разведывательный аэрофотоснимок немецких люфтваффе, сделанный 26 августа 1942 года (хранится в Национальном архиве США). Благодаря ему были обнаружены десятки котлованов в западной части «Коммунарки», на правом берегу реки Ордынка (см. “Ъ” от 19 сентября 2018 года). Остальную территорию полигона археологи обошли самостоятельно. За прошедшее время было уточнено количество расстрельных ям на западной площадке — их оказалось 87. Также был обнаружен еще один кластер котлованов — 47 узких траншей в густом хвойном лесу на левом берегу реки. Таким образом, на территории «Коммунарки» сейчас насчитывается 130 расстрельных ям общей площадью 1943 кв. м. Обследование полигона будет продолжено, говорят в музее.
Напомним, что бывший спецобъект НКВД СССР «Коммунарка», расположенный на 24-м километре Калужского шоссе,— одно из пяти известных мест массовых захоронений жертв советского террора в Москве. Сейчас здесь находится церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских, а также подворье Свято-Екатерининского монастыря. Международное общество «Мемориал» (внесено в реестр иностранных агентов) установило по архивам ФСБ, что со 2 сентября 1937 года по 24 ноября 1941 года на полигоне были захоронены как минимум 6609 человек. В их числе представители советской партийной элиты, дипломаты, военные атташе, советники посольств, контрразведчики. Дела рассматривались в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года — без адвокатов, без вызова свидетелей и без права на обжалование приговора. О спецполигоне стало известно в 1991 году. В 1993-м эксперты архивной службы Федеральной службы контрразведки России (позже — ФСБ РФ) предположили, что в «Коммунарке» могут быть захоронены 10–14 тыс. человек.
Археологи пришли к выводу, что первые захоронения жертв репрессий были сделаны в лесу. «В какой-то момент ограничения на размеры котлованов, накладываемые их размещением в старом густом еловом лесу, становятся критическими. И место захоронений переносится на правый берег реки Ордынка, где была старая лесная вырубка»,— пояснил “Ъ” руководитель исследований, археолог Михаил Жуковский. Здесь первые ямы появились на западной части вырубки — траншеи были аналогичны по форме, но раза в два больше лесных могил. Затем ямы появляются на северной части вырубки, а потом и в центре. Последние, центральные, могилы хорошо видны на снимке люфтваффе.
«Реконструкция последовательности захоронений — это гипотеза, основанная на методе сериации, широко применяемом в археологии. Определить, какая яма была вырыта первой, а какая — последней, мы не можем. Мы видим лишь общую картину, которая непротиворечиво учитывает все имеющиеся данные»,— отметил господин Жуковский.
Если гипотеза верна, то можно предположить, кто именно был похоронен в лесу.
«Первые расстрелы здесь начались в сентябре 1937 года. Тогда были захоронены бывшие партийные сотрудники, а также сотрудники ОГПУ-НКВД и их семей»,— рассказал “Ъ” Илья Удовенко, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа. Тогда, в частности, были убиты редактор «Издательского товарищества иностранных рабочих в СССР» Эрих Альберт-Такэ, начальник отделения иностранного отдела ГУГБ НКВД СССР, майор госбезопасности Яков Бодеско-Михали, председатель Всесоюзного объединения «Совмонгтувторг» Наркомата внешней торговли СССР Станислав Мессинг, начальник УНКВД по Саратовской области, комиссар госбезопасности 2-го ранга Роман Пиляр.
А вот тех, кто был отправлен на расстрел в 1940–1941 годах, с высокой вероятностью привозили на вырубку на правом берегу Ордынки. Например, в 1941 году была расстреляна и захоронена в «Коммунарке» большая часть правительства Монголии, а также ряд политиков и военных из Латвии. «Нам еще предстоит работа по систематизации списка расстрелянных и его соотнесение с обнаруженными ямами»,— пояснил директор Музея истории ГУЛАГа, руководитель Фонда памяти Роман Романов.
Сейчас на полигоне открылся информационный центр с базой данных на 6609 человек, собранной «Мемориалом».
Разработаны экскурсионные маршруты, в планах — обустройство территории. «РПЦ заинтересована в том, чтобы эта территория превратилась в современное мемориальное пространство. В 2018 году мы самостоятельно проложили тропы к местам массовых захоронений, но дальше хотим спроектировать всю территорию целиком. Мы общаемся с архитектурными бюро, изучаем их предложения»,— сказал господин Романов.