Бывшего чекиста украли на десять лет
Строителю из Белоруссии пришлось ответить за всех
К десяти годам колонии строгого режима Домодедовский горсуд Московской области приговорил 40-летнего белоруса Андрея Цейко. По версии следствия, он вместе с двумя знакомыми напал на подмосковный коттедж бывшего офицера ФСБ, ныне работающего в сфере IT-технологий, которого затем вывезли на Украину. Там экс-чекиста осудили за контрабанду спецтехники, но он уже вернулся на родину. Господин Цейко был единственным задержанным по этому делу, два его подельника скрылись на Украине. Сам осужденный своей вины так и не признал, настаивая, что бывший сотрудник ФСБ поехал за границу по собственной воле, а строитель стал случайной жертвой внутрисемейной разборки чекиста.
Оглашение приговора судья Евгений Ильяшенко неоднократно откладывал. В прениях, напомним, представители гособвинения просили суд назначить Андрею Цейко 11 лет колонии строгого режима, признав его виновным в похищении человека, разбое и вымогательстве (ст. 126, 162 и 163 УК РФ). Между тем сам господин Цейко и его адвокаты настаивали на полном оправдании.
Отметим, что на финальном этапе разбирательства даже пришлось возобновить судебное следствие. Дело в том, что в материалах расследования появился новый документ — постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое в свое время выносила полиция по факту исчезновения потерпевшего — выпускника Академии ФСБ Романа Фиалковского, ныне владеющего небольшой фирмой в сфере IT-технологий. Основанием для проверки якобы было обращение жены экс-чекиста.
Как выяснилось в суде, постановление было впоследствии отменено прокуратурой, но как оно попало в Домодедовский отдел СКР, который вел расследование дела белоруса, и почему его ранее не оглашали, так и осталось неясным.
Адвокат Андрея Цейко Александр Мелешко просил провести техническую экспертизу бумаги, но получил отказ. Хотя защитник и настаивал, что полицейский отказ в возбуждении дела может иметь ключевое значение, поскольку он ставит под сомнение все последующие действия правоохранителей.
Наконец, в среду судья Ильяшенко огласил свое решение. «По мнению суда, все перечисленные доказательства… не имеют существенных противоречий, а оснований для оговора подсудимого нет»,— заявил “Ъ” господин Мелешко, отметив, что анализа доводов защиты в приговоре практически не было. По его словам, оглашенный срок наказания — десять лет колонии строгого режима — его доверитель воспринял довольно спокойно, хотя «до конца надеялся на лучшее». «Приговор воспринял стоически, хотя и спросил меня: "Как такое вообще возможно?" Я не нашелся что ответить»,— сообщил адвокат.
Напомним, как рассказывал “Ъ”, нападение на коттедж Романа Фиалковского в Домодедово было совершено ночью в конце августа 2018 года. Туда якобы незаметно для семьи чекиста проникли Андрей Цейко и двое его знакомых соотечественников — Виталий Юрченко и Петр Николаенко. Они сделали хозяину укол некоего препарата, вывели его из дома, прихватив документы, и на его же Range Rover Sport увезли в сторону Гомеля. По дороге налетчики вымогали у жертвы 50 млн руб., а также успели переоформить на себя внедорожник. В итоге они сначала приехали в Белоруссию, а оттуда перешли украинскую границу. Некоторое время господин Фиалковский в неустановленном месте находился в подвале в качестве пленника, но потом его отпустили. Правда, на российской границе его задержали сотрудники СБУ, обвинив в контрабанде шпионской техники. Экс-офицер ФСБ оказался под домашним арестом, но суд его всего лишь оштрафовал. Роман Фиалковский вернулся на родину, где написал заявление о похищении. Андрея Цейко, жившего и работавшего в Санкт-Петербурге, задержали, когда он собирался вылететь к родным, а остальные участники похищения были объявлены в розыск, поскольку остались на Украине. Кстати, там они также оказались под следствием, так как устроили разборку, не поделив злополучный Range Rover.
Господин Цейко свое участие в похищении категорически отрицал. Он настаивал, что экс-чекист просто продал его соотечественникам машину, после чего напросился ехать с ними по своим делам за границу. По словам обвиняемого, никакого налета на дом не было, все происходило мирно. Более того, по дороге в Гомель компания даже якобы отмечала сделку с машиной в придорожных кафе. Позже Роман Фиалковский, утверждали представители Андрея Цейко, без всякого принуждения пересекал границы, ни разу не попытавшись попросить помощи ни у силовиков, ни у родственников. Более того, однажды он отправлял жене деньги для выплаты зарплаты сотрудникам своей фирмы. Кстати, супруга и не пыталась искать мужа, зато позже навещала его на Украине. Защита Андрея Цейко также упоминала о близком знакомстве жены чекиста с одним из похитителей. Последних суд, кстати, не посчитал нужным допросить с помощью видео-конференц-связи, хотя они якобы не возражали.
«Решение Домодедовского городского суда будет обязательно обжаловано в самое ближайшее время»,— сказал Александр Мелешко, отметив, что считает приговор «незаконным, необоснованным и не основанным на изученных в ходе судебного следствия доказательствах».
Он заявил, что считает Андрея Цейко жертвой обстоятельств — человеком, который «случайно оказался в ненужном месте в ненужное время и оказался жертвой шпионско-любовных интриг». Он напомнил, что его клиент — инвалид, у которого после несчастного случая нет пальцев на одной руке, а в момент похищения он еще и еле передвигался, так как перед этим повредил ногу при неудачном приземлении с парашютом. «Действия злоумышленников не индивидуализированы, что также найдет отражение в жалобе»,— сообщил господин Мелешко, подчеркнув, что суд вообще не заметил многочисленных противоречий в показаниях Романа Фиалковского, которые легли в основу обвинения и были повторены судом.