Сергея Фургала отписали полковнику
Действия нового следователя по делу экс-губернатора обжаловали у генпрокурора
Как стало известно “Ъ”, руководство Следственного комитета России (СКР) сменило начальника следственной группы по громкому уголовному делу об убийствах и покушении, в которых обвиняется экс-губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Завершать расследование, проведенное генерал-майором Юрием Буртовым, опытнейшим специалистом комитета по раскрытию преступлений прошлых лет, будет его малоизвестный пока коллега из Саратова полковник Александр Реченский. Действия последнего уже не устроили защиту, которая обратилась в Генпрокуратуру.
По данным “Ъ”, смену руководителя оперативно-следственной бригады произвел Николай Тутевич, исполнявший обязанности руководителя Главного управления СКР по расследованию особо важных дел (затем этот главк был упразднен, а его сотрудники вошли в Главное следственное управление комитета). Из постановления генерала Тутевича следовало, что он изымает «дело Фургала» у генерала Буртового в связи с «большой загруженностью» последнего и для «более равномерного распределения нагрузки между следователями» и передает его полковнику Реченскому, в то время занимавшему должность начальника отдела расформированного впоследствии главка.
Интересно, что Юрию Буртовому, который осенью 2019 года взялся за расследование трех фактически брошенных прокуратурой Хабаровского края еще в 2005 году нераскрытых преступлений, соединил эпизоды в одном производстве и расследовал их, применив, по его собственному признанию, «современные криминалистические методы», оставили лишь пятую часть почти завершенного расследования. Генералу нужно будет довести до суда только выделенное из общего уголовное дело бывшего делового партнера и предполагаемого сообщника Сергея Фургала — Николая Мистрюкова. Он — единственный из пятерых обвиняемых — признал вину, назвал организатором преступлений Сергея Фургала и получил за это право на персональное рассмотрение своего дела в особом судебном порядке.
Так называемое базовое уголовное дело, в котором остались непризнавшиеся Сергей Фургал и трое других его вероятных подельников, получил в свое распоряжение полковник Александр Реченский. До 2016 года он участвовал в расследовании едва ли не всех наиболее резонансных преступлений, совершенных в Саратовской области, затем был переведен в центральный аппарат СКР на должность старшего инспектора первого отдела Контрольного управления, возглавил впоследствии этот отдел, однако получить всероссийскую известность, как его предшественник, не успел.
Следует отметить, что кадровым перестановкам предшествовал конфликт между генералом Юрием Буртовым и защитником главного обвиняемого Сергеем Грозой.
Адвокат посчитал, что старший следователь неправильно распределил материальную ответственность пятерых обвиняемых перед родственниками погибших и пострадавших в результате покушений. Чтобы обеспечить иски к обвиняемым на общую сумму 1,5 млрд руб., следователь Буртовой добился ареста всего без исключения имущества Сергея Фургала, его близких и дальних родственников, но общая стоимость семейных активов оказалась в сотню раз меньше заявленных требований. При этом другому обвиняемому, Николаю Мистрюкову, экс-руководитель группы, по версии защитника Грозы, позволил прямо из СИЗО продать принадлежавший ему крупный пакет акций завода «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре, рыночная цена которого на момент продажи составляла как раз около 1,5 млрд. руб.
Свои доводы Сергей Гроза изложил в жалобе, направленной генпрокурору Игорю Краснову. Однако надзорное ведомство переадресовало претензии самому следствию, которое сочло их неубедительными. Стоит отметить, что затем защита Сергея Фургала обжаловала генпрокурору Краснову действия уже полковника Реченского. Напомним, экс-губернатор Фургал, с лета прошлого года содержащийся в СИЗО «Лефортово», в последние месяцы ежедневно знакомился с собранными СКР доказательствами его возможной причастности к убийствам и покушению. 7 апреля он был госпитализирован в больницу при СИЗО «Матросская Тишина» с коронавирусной инфекцией, где пролежал 40 дней. Реабилитировать больного, по словам его лечащего врача, не удалось — у господина Фургала развилась тяжелая форма постковидной пневмонии. Однако 17 мая он был выписан и, по словам адвоката, доставлен в Мосгорсуд, где планировалось очередное обсуждение законности ареста имущества самого обвиняемого и его родственников.
Впрочем, еще в конвойном помещении экс-губернатору стало плохо. Обвиняемого, однако, вернули не в медучреждение, а в камеру «Лефортово».
Выйти к защитникам арестант не смог и на следующий день, а в среду представитель администрации СИЗО официально заявил адвокатам, что их контакты с клиентом прекращаются, поскольку тот отправлен на двухнедельный карантин.
По мнению же защитника Грозы, его клиенту, и ранее страдавшему от хронического заболевание легких, которое обострилось в результате перенесенной коронавирусной инфекции, необходима госпитализация. В связи с этим адвокат попросил генпрокурора не допустить «окончательного разрушения здоровья» своего клиента.