«Мы не таможня, чтобы давать добро»
Сергей Лавров впервые встретился с новым госсекретарем США
В Рейкьявике прошла первая встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с новым госсекретарем США Энтони Блинкеном. Публичные оценки ее итогов оказались совсем разными. Российский министр, выйдя к журналистам, больше говорил о темах, по которым две делегации нашли точки соприкосновения — о стратегической стабильности, Иране, Северной Корее, Афганистане. Американская же сторона на первый план выдвинула свои претензии к России: арест граждан США, темы Украины и Сирии, преследование оппозиции в РФ. На главный же вопрос — о перспективе проведения российского-американского саммита — Сергей Лавров ответил шуткой.
«Разгребать завалы непросто»
Сергей Лавров и Энтони Блинкен проговорили почти два часа. Для российского министра, занявшего свой пост в марте 2004 года, это уже седьмой госсекретарь США. Они виделись ранее, когда Энтони Блинкен занимал пост заместителя госсекретаря и входил в делегацию Джона Керри, но в качестве визави встретились впервые. Провести переговоры «на полях» министерского заседания Арктического совета в столице Исландии предложили американцы.
Сергей Лавров рассказал журналистам об итогах встречи. По его словам, разговор был «очень полезным». «Беседа мне показалась конструктивной. Есть понимание необходимости преодолеть нездоровую ситуацию, которая сложилась между Москвой и Вашингтоном в предыдущие годы. Завалов очень много. Разгребать их непросто. Но я почувствовал у Энтони Блинкена и его команды нацеленность на то, чтобы это сделать»,— сказал глава МИД РФ.
Обобщая итоги переговоров, он делал акцент на вопросах, по которым у сторон есть общие интересы.
«Мы подтвердили наше предложение о том, чтобы начать диалог по стратегической стабильности, рассматривая все аспекты и факторы, влияющие на нее: ядерные, неядерные, наступательные, оборонительные. Я не увидел отказа (США.— “Ъ”) от такой концепции, но экспертам еще предстоит над этим поработать»,— сообщил Сергей Лавров.
По его словам, стороны также договорились продолжать совместные действия, «которые достаточно успешно развиваются, по региональным конфликтам, где интересы США и России совпадают». «Это и ядерная проблема Корейского полуострова, и ситуация с усилиями по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, и Афганистан, где активно работает расширенная тройка в составе России, Китая, США, Пакистана»,— перечислил он.
Кроме того, Сергей Лавров рассказал, что нашел у американских коллег понимание по вопросу о необходимости прекращения «посольских войн», начавшихся в конце 2016 года по инициативе администрации тогдашнего президента США Барака Обамы и обернувшихся чередой взаимных высылок дипломатов и арестов дипломатической собственности. «Эта цепная реакция никого, по-моему, не устраивает. Я почувствовал сегодня у наших американских коллег такое же ощущение. Будем готовить предложения для наших президентов и по этим вопросам»,— отметил он.
По словам главы МИД РФ, делегации доложат об итогах переговоров своим президентам. А те, как добавил господин Лавров, определят «дальнейшие пути по исправлению явно нездоровой ситуации в двусторонних отношениях».
«Подтвердили решимость»
Американская сторона по итогам встречи выпустила заявление. В нем отмечается, что США нацелены на выстраивание «более стабильных и предсказуемых отношений с Россией». А далее сообщается о претензиях, которые в ходе переговоров российским собеседникам, по утверждению Вашингтона, предъявил Энтони Блинкен.
«Госсекретарь подтвердил решимость президента США Джо Байдена защищать американских граждан и действовать решительно в защите национальных интересов США в ответ на действия России, которые наносят ущерб нам и нашим союзникам,— говорится в заявлении Госдепартамента США.— Госсекретарь ясно дал понять, что России следует освободить американских граждан Пола Уилана и Тревора Рида, чтобы они вернулись домой. Он выразил глубокую обеспокоенность в связи с продолжающимся российским военным развертыванием на Украине и рядом с ней, действиями властей РФ в отношении радиостанций «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» (признаны в России СМИ-иноагентами.— “Ъ”), здоровьем Алексея Навального, преследованием оппозиционных организаций и другими вопросами». Отдельно подчеркивается, что Энтони Блинкен заявил Сергею Лаврову о необходимости обеспечения гуманитарного доступа для народа Сирии.
Только после этого сообщается, что обсуждался армяно-азербайджанский конфликт и «сферы, налаживание в которых прочного и расширенного сотрудничества могло бы пойти на пользу народам двух стран», включая «Афганистан, стратегическую стабильность, сворачивание ядерных программ Ирана и КНДР».
При этом ни российская, ни американская сторона в своих заявлениях не стала говорить о перспективах встречи президентов двух государств, провести которую предложил Джо Байден.
Как уже сообщал “Ъ”, США предложили России провести встречу в верхах в одной из европейских стран 15–16 июня (по данным “Ъ”, речь может идти о Швейцарии. Американской стороне эти даты удобны, поскольку 11–13 июня Джо Байден будет на саммите «семерки» в Великобритании, а 14 июня отправится на встречу лидеров стран-членов НАТО в Брюсселе, где также примет участие в саммите США—ЕС.
Российская сторона, по словам информированных собеседников “Ъ”, готова работать с предложенными датами. При этом Кремль до сих пор не дал Белому дому однозначного согласия на проведение саммита. В Москве продолжают взвешивать все за и против: с одной стороны, встреча в верхах может способствовать деэскалации в отношениях двух стран, а с другой — есть риск, что Вашингтон постарается использовать ее для нравоучений, в том числе и публичных.
Корреспондент “Ъ” спросила у Сергея Лаврова по итогам переговоров в Рейкьявике, дала ли Россия добро на саммит, на что глава МИД РФ ответил шуткой: «Мы не таможня, чтобы давать добро».
Как уже сообщал “Ъ”, на ближайшие недели запланирована встреча секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева с советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном. Она должна пройти в одном из европейских городов. Ключевой темой переговоров станет вопрос о проведении двустороннего саммита. После этого его судьба, возможно, наконец-таки прояснится.