Формула формы
От Рито Валлы до Жана Пруве
Ширма Шарлотты Перриан, диван и кресло Рито Валлы или, скажем, табурет Жана Пруве — мебель классиков дизайна не теряет актуальности и встречается в современном интерьере наряду с произведениями искусства и коллекционными объектами. Изучаем последние переиздания с учетом новых технологий и свежих трендов.
Диван Soriana
Тобиа и Афра Скарпа спроектировали диван Soriana в 1969-м и на следующий год получили за него «Золотой циркуль» (Compasso d'Oro), главную награду итальянского промышленного дизайна. Soriana покорял непривычными округлыми формами. Эффектно смотрелась обивка капитоне, схваченная внизу металлическими скобами. Реплика, предложенная Cassina, полностью повторяет внешний вид того дивана, но теперь у него новая начинка. Это BioFoam® — биоразлагаемый пеноматериал, полученный из натуральных биополимеров, и на 100% перерабатываемый фибронаполнитель, полученный из PET-пластика, собранного под эгидой организации Plastic Bank®, которая борется за чистоту Мирового океана. На этот раз Cassina расширила линейку и помимо двух- и трехместных диванов предлагает кресла, шезлонги и пуфы — все из семейства Soriana.
Стол Kyoto
Спроектированный Джанфранко Фраттини в 1974-м стол Kyoto переиздан Poltrona Frau в прошлом году из натурального бука. Оригинал находится в коллекции миланского Музея триеннале и в нью-йоркском МоМА. В 2021 году появилась обновленная версия с отделкой черным лаком. Kyoto — симбиоз японского и итальянского мотивов. На создание этого стола знаменитого дизайнера и архитектора вдохновила поездка в Японию (Фраттини изучал там местные ремесла и эстетику). Открытость структуры, красота сочленений, вдумчивая работа с материалами — все это стол Kyoto. Модель выполнена из массива бука, вставки — из ореха каналетто. Существуют квадратная и прямоугольная версии. Ножки съемные.
Кресло Round D. 154.5
Культовое кресло Round D. 154.5 создано Джо Понти в середине ХХ века. 1950-е годы стали вехой в истории итальянского дизайна: после войны хотелось новых форм, новых материалов, нового взгляда на мир. Джо Понти не остался в стороне от этого движения. Его Round D. 154.5 было выпущено ограниченным тиражом специально для Миланской триеннале 1957 года. Сейчас кресла из того издания считаются коллекционным раритетом. Round D. 154.5 было обито инновационным для того времени материалом — искусственной кожей Vipla. Спинку и сиденье объединяли две планки из гнуто-клееной древесины плюс четыре металлические ножки. Таким образом, кресло состояло из восьми частей, которые и приобретал покупатель для последующей самостоятельной сборки. В этом году компания Molteni&C совместно с архивом архитектора включила переиздание Round D. 154.5 в свою новейшую коллекцию.
Диван и кресло Mercury
Скульптор Рито Валла создал диван и кресло Mercury в 1961 году для компании IPE, позже реорганизованной в Visionnaire. Модели были представлены публике на первом Salone del Mobile в Милане и стали абсолютно новаторскими для того времени: вместо привычных конского волоса, пружин, гвоздей и корда — легкий металлический каркас и полиэфирный наполнитель. Футуристические округлые формы Mercury стали возможны именно благодаря использованию этих новых для мебельной индустрии материалов. Немногие сохранившиеся с тех пор оригиналы сегодня стали предметом охоты коллекционеров. Visionnaire переиздала дуэт Mercury ограниченным тиражом и представляет его эксклюзивно на маркетплейсе 1stDibs.
Стулья и кресла Ханса Вегнера
Знаменитый дизайнер Ханс Вегнер, признанный король стульев, начал сотрудничать с фирмой Carl Hansen & Son в 1950-х. С тех пор прошло 70 лет, но наследие Вегнера до сих пор остается основой коллекции компании, составляет своего рода ее ДНК. В честь знаменательной даты компания решила перевыпустить пять самых популярных моделей, слегка обновив их благодаря коллаборации с лондонским дизайнером Ильзе Кроуфорд. Она «переодела» стулья в более современный экологичный текстиль натурального серо-бежевого тона и перекрасила спинки и ножки в сдержанные цвета северного ландшафта. Кроуфорд говорит, что на эту гамму ее вдохновило творчество современного датского художника, писателя и архитектора Пера Киркебю: «Это не просто трендовые или стандартные краски, они придают глубину и сложность любому интерьеру».
Светильники Re e Regina
Re e Regina — Король и Королева — главные действующие лица шахматной доски. Миланский художник и дизайнер Бобо Пикколи придумал эти фигуры-светильники для Fontanaarte в 1968 году. В 2020-м фирма выпустила переиздание из опалесцирующего стекла. Вертикально ориентированный Король и приземистая — горизонтальная — Королева неизменно притягивают к себе внимание, независимо от того, используете вы их вместе или раздельно. Днем они играют роль скульптур-тотемов, вечером же превращаются в светящиеся или мерцающие арт-объекты, формирующие собственный контекст. Интенсивность света можно регулировать диммером. Подходят для использования как в доме, так и на улице.
Табурет Solvay
Французская общественная организация La Source, основанная скульптором и художником Жераром Гарустом, устраивает художественные акции в помощь детям из малообеспеченных семей. Каждый год мебельная компания Vitra предоставляет La Source 50 экземпляров какого-нибудь предмета мебели, а организация приглашает известных деятелей культуры, моды и искусства творчески интерпретировать выбранный предмет по своему вкусу. В этом году героем преобразований стал культовый табурет Solvay, придуманный Жаном Пруве в 1941-м. В проекте в числе прочих участвовали Филипп Старк, Индия Мадави, Арик Леви, Кристиан Лубутен, Шарль Зана. Каждый из 50 участников представил свою версию иконы мебельного стиля. Табуретка-призрак, табуретка-бабочка, табуретка-цветок, со стеклянным сиденьем и с открытой структурой — все эти и многие другие варианты были проданы на онлайн-аукционе drouotonline.com 7 февраля на общую сумму €220 тыс.
www.associationlasource.fr, www.vitra.com
Мебельные модули Camaleonda и Gli Scacchi
Диванные модули Camaleonda Марио Беллини придумал в 1970 году. Ровно 50 лет спустя B&B Italia переиздала этот замечательный объект дизайна. В 70-е годы прошлого века массовое производство мягкой мебели было в основном очень традиционным, и предложение использовать вместо дивана такие нетривиальные «подушки» вызвало фурор. Сам маэстро одобрил переиздание, но при условии, что пропорции и размеры будут такими же, как у оригинала. И сохранится разработанная автором система креплений спинок и подлокотников к модулям. Зато материал «начинки» разрешил обновить на более экологичный. В пандан к диванным подушкам Беллини спроектировал набор из трех пенополиуретановых модулей под названием Gli Scacchi («Шахматы»). Их можно компоновать как душе угодно и использовать в качестве столиков или табуреток. B&B Italia переиздала и их.
Столик-тележка Plico Trolley
Бренд Alessi перевыпустил складную тележку Plico, спроектированную немецким дизайнером Рихардом Заппером в 1976 году. Популярность этого компактного изобретения объясняют дефицитом пространства в современных городских квартирах. Но за ним стоит нечто большее: Заппер говорил, что «предметы должны уметь рассказывать истории», поэтому его творения всегда отличают характер и скульптурность. За ненадобностью тележка Plico складывается и становится совершенно плоской, действительно занимая минимум пространства у стены. Верхнюю полку можно перекидывать с одной стороны на другую, подстраивая таким образом под обстоятельства. Для устойчивости задние колесики снабжены тормозами.
Ширма Paravent Ambassade
Шарлотта Перриан спроектировала ширму Paravent Ambassade в 1966 году для резиденции японского посла во Франции. Будущая легенда дизайна была создана по остаточному принципу: на нее пошло розовое дерево, оставшееся после изготовления другой мебели. Перриан распилила его на несколько сотен маленьких блоков и соединила их с помощью металлических стяжек. Получился изогнутый изящной волной арт-объект, полупрозрачный, но все-таки обеспечивающий определенную приватность. Сегодня Cassina предлагает реплики: 331 блок, распиленный и обработанный вручную, из дуба или ореха каналетто. Подвижные соединения позволяют придавать ширме желаемую форму. На каждом экземпляре — эмблема фирмы, автограф автора и идентификационный номер.