Достойные палаццо
Бестселлеры Edra
У любой мебельной фабрики есть своя, как сейчас говорят, «дизайн-икона» — предмет, который стал фактически синонимом бренда, вещь, привлекшая внимание мировой общественности неординарным концептом или технической инновацией. У тосканской Edra знаковых моделей и технологий не одна и не две, а целое собрание. И среди авторов коллекций — сплошь звезды мировой величины, чьи имена уже сенсация в индустрии.
Первое, что приходит в голову при упоминании компании,— это Pack: знаменитый диван в виде гигантского спящего медведя по дизайну Франческо Бинфаре. Один из мировых бестселлеров, символ бренда, красующийся на рекламных плакатах, и просто всеобщий любимец — каждый, кто хотя бы однажды имел возможность его протестировать, подтвердит: при всей провокационности дизайна диван фантастически удобный. Выполненная в белой или черной обивке из разных по составу и плотности тканей, эта модель покорила всех, даже изначально скептически настроенных критиков. Придуманный в 2017 году, Pack — признанный мировой гранд, и желающих сфотографироваться с ним, где бы диван ни стоял — на стенде мебельной выставки или в лобби отеля,— меньше не становится.
Старший участник списка знаковых моделей — Flap, еще один диван, созданный по эскизам Франческо Бинфаре, с подвижными элементами, раскрывающимися, словно лепестки, и подстраивающимися под положение тела. В 2020 году в компании отмечали 20-летие модели. «Самое интересное во Flap — это его скелет»,— рассказывает вице-президент Edra Моника Маццей. Изящный силуэт имеет в основе прочную конструкцию, состоящую из 128 стальных элементов, закрепленных на специальных шарнирах, с наполнителем из 184 кусочков эластичного и дышащего полиуретана различной плотности. Девять подушек охотно меняют угол наклона: большие имеют шесть положений, а маленькие — три. Каждая может служить спинкой, подлокотником, подголовником, сиденьем или подставкой для ног.
Второй прошлогодний юбиляр и еще одна признанная «икона» Edra — «цветочная коллекция» японского дизайнера Масанори Умеды. «В 1990 году Умеда приехал к нам на фабрику с двумя макетами кресел в небольшой коробке. Это была любовь с первого взгляда»,— рассказывает Маццей. После того визита портфолио фабрики пополнилось еще двумя объектами: Getsuen — креслом в форме лилии с заостренными лепестками (выпущена версия в обивке из ткани, украшенной кристаллами Swarovski) и Rose — как можно догадаться из названия, кресла с сиденьем в форме цветка розы. Каждый лепесток изготавливается вручную. Бархатистая алая обивка добавляет и без того яркой модели особую привлекательность.
Переломным в истории компании стало сотрудничество с семейным тандемом из Бразилии, братьями Умберто и Фернандо Кампана. Они подарили фабрике сразу несколько бестселлеров: это и серия кресел с сиденьями и спинками из плюшевых игрушек Soft Toy, и шкаф, по форме напоминающий стог сена, Сabana. «Помню, в альбоме "1000 стульев" у Taschen мы увидели стул братьев Кампана, сделанный буквально из мусора. И тут же загорелись идеей выпустить предмет их дизайна. Массимо Мороцци, тогдашний арт-директор фабрики, связался с братьями, которые поначалу просто не поверили, что мы всерьез предлагаем им совместный проект, и решили, что наш звонок не более чем розыгрыш, но все равно прислали эскиз. На первоначальном рисунке объект был похож скорее на каракули,— рассказывает Маццей.— Позднее по почте мы получили от Кампана 40-часовое видео, в котором было показано во всех деталях, как при помощи веревки и металлического каркаса можно сделать кресло. Вооружившись этой инструкцией, Леонардо, директор нашего производства, взялся за работу. Когда объект был готов, мы пригласили Умберто и Фернандо к нам на фабрику — оценить результат. Так ценой долгих экспериментов получилось пользующееся сегодня большой популярностью веревочное кресло Vermelha».
Стоящие у руля семейной компании брат и сестра Валерио и Моника Маццей не страшатся никаких экспериментов. Когда первый арт-директор Edra Массимо Мороцци предложил привлечь к разработке дебютной коллекции бренда своих учеников из миланской академии Domus, Маццей сразу согласились и не прогадали — начинание обернулось успехом. А в 1988 году Edra стала первой мебельной компанией, выпустившей диваны и стол по эскизам архитектора Захи Хадид. Один из недавних успешных совместных проектов фабрики — с дизайнером Якопо Фоджини, работающим с поликарбонатом. Из этого материала Фоджини создает завораживающие ажурные, играющие на свету всеми красками спинки стульев и кресел. Первые эксперименты с полимерными материалами дизайнер начал проводить еще в 1990-х годах и в конце концов изобрел механизм, нагревающий метакрилат до 200 C. В результате получается тонкая — и очень послушная — полимерная нить. Его модели Gina и Ella для Edra благодаря прочности, износостойкости и влагонепроницаемости можно использовать не только в интерьере, но и на улице. Например, кресла Alice с подсветкой эффектно смотрятся в саду.
Самым удобным диваном от Edra по праву признана модель On The Rocks по дизайну все того же Франческо Бинфаре. Формы навеяны любимым пейзажем мастера: скалами Калафурии с видом на дорогу под Ливорно. При изготовлении On The Rocks используется собственная инновационная и запатентованная в 2014 году разработка Edra — пена Gellyfoam. «Это моя вещь на 100 процентов! Первое, что я делаю, возвращаясь домой, снимаю туфли и поудобнее устраиваюсь на нем»,— делится Моника Маццей.
Скоро все эти и многие другие модели тосканских мебельщиков можно будет не только увидеть, но и опробовать: Edra объявила об открытии шоурума Spazio Edra в Милане в сотрудничестве с Vago Forniture. Шоурум расположился в историческом здании XVII века — палаццо Дурини-Капрони. Пока площадка доступна лишь для миланской публики, но мировая пресса сможет оценить все достоинства новой локации в дни Salone del Mobile, запланированного на сентябрь.