Заверните мне остров
11 проектов ленд-арта от Флориды до Байкала
Эти художники не мыслят своих произведений вне контекста и окружения: их работы невозможно перенести в стены галерей, они рождены на природе и с ней сливаются. Скорость «энтропии» может быть разной: природа поглощает объект спустя десятилетия, когда сровняются рукотворные холмы и разрушатся дамбы, или через минуты, когда морская волна смоет рисунок на песке, а ветер разрушит тончайшие эфемерные конструкции. «Разве искусство вечно? Искусство бессмертно? Чтобы исчезнуть навсегда, требуется, возможно, больше храбрости, чем для того, чтобы остаться»,— говорил Кристо, один из самых смелых художников ленд-арта.
Мечтатели
Кристо (Христо Явашев) со своей женой и соратницей Жанной-Клод де Гийебон, известные миру как «великие упаковщики», завернувшие в ткань здание Рейхстага, Пон-Нёф в Париже и многое другое, поражают в первую очередь смелостью, с которой они вообще замахивались на такие колоссальные проекты. Обернуть в ярко-розовую ткань пару островов во Флориде? Сделано. Перекрыть занавесом гигантское ущелье? Тоже сделано. Последней крупной работой Кристо, уже после смерти Жанны-Клод, стал ярко-желтый «Плавучий пирс» на озере Изео в Италии. Желтая тропа длиной 5,5 километра (из них три проложены по воде) соединила деревушку Сульцано, остров Монте-Изола и островок Сан-Паоло. Прошлой весной Кристо не стало, но осенью по его проекту обещают обернуть Триумфальную арку в Париже — последний шанс прикоснуться к искусству «великих упаковщиков».
Храм в лесу
Одна из самых известных арт-коллабораций от ленд-арта — расположенный в лесных угодьях на севере Италии парк искусств Arte Sella: The Contemporary Mountain. На протяжении 30 лет здесь появляются произведения от всемирно известных художников, скульпторов и архитекторов, таких как Кенго Кума, Этторе Соттсасс, Эдуардо Тресольди и многих других. Все арт-объекты не только сделаны из природных материалов, но и отданы природе на откуп, с тем чтобы она могла их трансформировать, поглощать и разрушать. Одна из самых любопытных в своем развитии работ — «Храм живых деревьев» Джулиано Маури: выстроенный «собор» из грабов и каштанов, которые, будучи закрепленными на деревянных направляющих, со временем должны вырасти и сомкнуться, создав подобие готического свода.
Пустить волну
Майя Лин создает философские работы, почти всегда связанные с темой экологии и разрушающейся природной среды. Совсем недавно, 10 мая 2021 года, в Нью-Йорке открылась ее инсталляция «Ghost Forest» — лес из засохших сосен в парке Мэдисон. Деревья, погибшие от затопления соленой водой, приехали из Нью-Джерси и предстают немыми свидетелями последствий изменения климата. Самое знаменитое произведение Лин — «Штормовое поле» (2008), чье название перекликается с названием арт-центра Storm King, где расположена работа. «Поле» представляет собой 4 гектара земли, которая словно вздымается волнами — мощное и живописное зрелище. Работа — еще одно экологическое высказывание: во-первых, это часть проекта по рекультивации заброшенного карьера, а во-вторых, она напоминает о красоте и силе природы, с которой человек напрасно задумал тягаться.
Арт-экспедиция
Чтобы обеспечить безупречное окружение своему арт-проекту «Звездная ось», американка Лита Альбукерке отправилась в Антарктиду и стала первым автором, создавшим произведение на самом южном континенте. Под ее руководством команда из художников и астрономов разместила на антарктическом плато 99 ярко-синих («фирменный» цвет Литы) сфер, расположение которых в точности повторяет контуры звездной карты в период летнего солнцестояния.
Лед и песок
Серфингист Джим Деневан создает свои масштабные работы прямо на песке пляжей Санта-Круз в Калифорнии, используя для этого первую подвернувшуюся под руку палку или корягу. Деневан работает порой по семь часов в день, проходя пешком десятки километров. В результате появляются впечатляющие узоры, удивительно тонко и точно вымеренные, хотя Деневан не пользуется никакими измерительными приборами и рисует «на глаз». В России художника узнали пару лет назад, когда он с единомышленниками добрался до Байкала и нарисовал на заснеженной ледяной глади впечатляющий рисунок из колец на основе последовательности Фибоначчи.
Хрупкая натура
Мартин Хилл и Филипп Джонс — мастера эфемерных проектов. В течение 25 лет пара работала над «Циклами жизни», отправляясь в разные удаленные уголки Земли и создавая там изящные образы из ветвей, камней, льда, часто красиво отражающиеся в глади воды: тонкие, элегантные и очень непростые в исполнении. Например, Synergy не только удивительная парящая арка, но и чудо инженерной мысли: она сложена из тонких стеблей растений, которые держатся за счет точно рассчитанной конструкции и натяжения почти невидимых глазу нитей (принцип тенсегрити). Практически все скульптуры недолговечны и разрушаются почти сразу после того, как их успевают сфотографировать. И в этом тоже есть своя философия. Эфемерный характер произведений искусства является неотъемлемой частью мировосприятия художников.
Хитросплетения
Самая известная в России регулярно пополняющаяся коллекция ленд-арта расположена в арт-парке Никола-Ленивец Калужской области. За последние 17 лет художник Николай Полисский и участники фестиваля «Архстояние» создали здесь несколько десятков объектов. Один из самых новых — «Угруан», 27-метровая скульптура от Николая Полисского и первый цветной объект в парке. Чтобы изготовить его, потребовалось несколько тысяч веток лозы, собранных на местных болотах,— каждую чистили и окрашивали вручную в один из ярких цветов. Название, как и в случае с другими работами Полисского, появилось не случайно: «Угруан» — сокращенно угорский Руан, или Руанский собор на Угре,— оммаж знаменитому художественному циклу Клода Моне. Вокруг объекта, обликом напоминающего вьюн, этим летом расположится глэмпинг, палаточный лагерь повышенного комфорта.
Гений-созерцатель
Швейцарский художник Сильвейн Майер, работающий под псевдонимом Gambastyle, в отличие от своих коллег не поднимает сложные философские вопросы и не пытается активно привлечь внимание к экологическим проблемам. Он просто любуется природой как поэт и немного «дорабатывает» ее как художник. В ход идет все, что валяется под ногами: шишки, яркие листья, кора деревьев и мох, из которых Сильвейн складывает свои завораживающие узоры и композиции.
Сила натяжения
Осенью 2020 года в подмосковном Пирогово открылась «ЧА ЩА. Выставка в лесах», проект галереи Jart, собравший 42 работы 28 художников: тонких, ироничных, немного хулиганских и философских. Одним из символов выставки стала инсталляция «Вертикаль — горизонталь (Паутина)» Инфанте и Горюновой. Как и в других их проектах, главную роль здесь играло взаимодействие геометрического объекта с природой: белый резиновый шнур прорезал пространство леса, вычерчивая меж сосен полупризрачный геометрический узор. И хотя в лесу «Паутина» смотрелась завораживающе, сам Инфанте по-прежнему считает произведением искусства не созданные им инсталляции, а момент их встречи с объективом фотокамеры.
Через рукопожатие
Франко-швейцарский художник Гийом Легро, работающий под псевдонимом Saype, прямо по траве или песку с помощью аэрографа биоразлагаемой краской пишет огромные картины, которые можно как следует разглядеть только с большой высоты. Самый внушительный цикл художника, в который уже вошли десять работ, называется «Beyond Walls»: по всему миру — в Париже, Турине, Стамбуле, Кейптауне, а совсем недавно и в Бенине — он изображает один и тот же мотив: две руки, крепко держащие одна другую. По словам Saype, это проект «о человечестве, мире и понимании».
Зеркальные отражения
Американский художник Филипп К. Смит III больше всего любит работать со светом и отражениями, поэтому его главный инструмент — зеркало, с помощью которого он создает удивительные оптические иллюзии, меняющие представление о привычных ландшафтах. На пляже Лагуна-бич в Калифорнии в рамках арт-проекта «Искусство и природа» с его легкой руки появилась длинная, в четверть мили, мягко изгибающаяся линия равномерно расставленных прямоугольных столбов из полированной нержавеющей стали, своего рода граница между городом и морем. Расположенные достаточно редко столбы задали новый ритм пространству, не мешая при этом обычной жизни пляжа. А в определенных ракурсах они сливались в единое зеркальное обрамление, в котором причудливо отражались волны, небо, закаты и рассветы.