Быть или не бык
Все поменять, но остаться прежними
Россия и Франция – сложная общая история. Пушкин писал: «Шли же племена, бедой России угрожая, не вся ль Европа тут была?» Была тогда Европа «вся» или не «вся», никто теперь утверждать не возьмется. Италия точно была вместе с Наполеоном. Да и сегодня соседи многое делят на двоих. Вот, скажем, Этторе Бугатти – итальянец, но марка Bugatti вроде бы французская. Но принадлежит немцам, а потому один из топ-менеджеров VW Group, Стефан Винкельман, имеет возможность трудиться и на Bugatti, и на итальянскую марку Lamborghini. В качестве главы которой он и побеседовал с корреспондентом «Автопилота». Третьим участником разговора был, к слову, французский журналист – больше в «зуме» никого не было.
Карьера Стефана Винкельмана в Lamborghini примечательна. Он никогда не боялся экспериментировать. Если мне не изменяет память, при нем был создан Estoque – концепт, представленный в 2008 году на Парижском автосалоне. Странный и не очень понятный автомобиль, предтеча так называемых четырехдверных купе. Концепт, даже в окружении супермоделей в мини – представьте, были времена, когда девушки на автосалонах впечатляли не меньше, чем сами автомобили, – был не из числа практичных: загружаться пассажиру на задний диван – уж поверьте – было довольно сложно.
Потом был период, когда Lamborghini официально в России представлен не был. Продажи были «околоноля», и резон держать бизнес в нашей стране был не велик. Потом и сам г-н Винкельман покинул Lamborghini. Переключился на Bugatti. Кстати сказать, он по-прежнему руководит этой легендарной французской маркой. То, что он сделал в Bugatti за всего лишь несколько лет, не может не впечатлять. Просто перечислим появившиеся при нем модели: Bugatti Divo, Bugatti Centodieci – эта машина фактически оммаж Bugatti ЕВ 110, тем временам, когда марка производилась в Италии, одному из самых драматичных периодов в истории компании. И вишенка на торте – Bugatti Bolide.
В декабре прошлого года все вернулось на круги своя. Стефан снова возглавил офис в Сант-Агата Болоньезе, в то время как торговля автомобилями с разъяренным быком на капоте бьет рекорды – одних только внедорожников Urus в России продано более 150 штук. Причем все они по предварительным заказам, на условном складе ничего не залеживается.
Сейчас в линейке Lamborghini два суперкара – Aventador, Huracan c различными производными и внедорожник Urus. Это было сформировано еще при Стефано Доменикали, ныне возглавляющем Формулу 1. Поэтому узнать о планах и намерениях Стефана Винкельмана было особенно интересно.
По мнению руководителя, несмотря на великолепные рыночные показатели, компания находится на перекрестке. Как и вся автомобильная индустрия, впрочем. Стефан видит главный вызов в том, что называется sustainability – абсолютно непереводимое на русский слово, но в принципе речь об «экологической этике». Применительно к автопрому – уменьшение выбросов СО2. Как при этом надо сохранить ДНК бренда? То есть сделать все, чтобы остаться Lamborghini? В этом и состоит для компании главная задача.
Именно поэтому 18 мая – а мы об этом узнали за две недели до того – маркой Lamborghini была объявлена дорожная карта по электрификации продукции бренда. Программа настолько важна, что даже имя собственное получила – Direzione Cor Tauri, что в переводе может означать как «Путь к Альдебарану», как известно самой яркой звезде Тельца, да и вообще на всем ночном небе. Если спуститься с небес на землю, это означает, что к 2024 году все модели марки перейдут на гибридный привод, еще через год выброс углекислого газа у продукции Lamborghini должен сократиться вдвое, а во второй половине десятилетия должен появиться первый полностью электрический автомобиль марки. На все это в течение четырех ближайших лет планируется потратить беспрецедентную в истории Lamborghini сумму – 1,5 млрд евро.
Весь этот план разбит на три этапа. Первый охватит нынешний и следующий годы. Они станут своеобразным ритуалом прощания с бензиновой эрой, данью уважения славной истории бренда и культовым продуктам прошлого и настоящего. Компанией анонсировано появление уже в 2021 году двух новых моделей, оснащенных бензиновыми V12. Так что у состоятельных фанатов марки осталось совсем немного времени, чтобы успеть купить «те самые» Lamborghini, потому что потом наступит второй этап. В 2023 году Lamborghini запустит свой первый серийный гибридный автомобиль, а к концу 2024 года весь модельный ряд будет электрифицирован. Производительность и удовольствие от управления автомобилями останутся в центре внимания инженеров и техников компании при разработке новых технологий, а применение легких углеродных волокнистых материалов будет иметь решающее значение для компенсации веса из-за необходимости возить с собой тяжелые батареи. Третий этап – это четвертая, полностью электрическая модель, а дальше на электротягу будет последовательно переведена вся линейка Lamborghini.
Загадкой остается будущая новая модель Lamborghini. Пока понятно лишь то, что это будет полностью электрический автомобиль. Возможно, с посадочной формулой 2+2 – старая добрая классика – два взрослых и два детских места. Глава Lamborghini не скрывал, что это его любимый «формат», квинтэссенция прекрасной эпохи автомобилей гран-туризмо. Однако не исключено, что машина будет и с полноценными четырьмя местами. Стефан отдельно сделал акцент на Made in Italy – Lamborghini итальянский бренд и должен таковым оставаться.
В связи с этим у меня возник вопрос: технологии позволяют нынче всем кому не лень делать суперкары. Смогут ли они выжить – это не так уж важно, но эмоции-то они подарят точно, к примеру разгон до сотни за две секунды. Что скажет всем этим энтузиастам Lamborghini? Стефан Винкельман был более чем убедителен. «Ты можешь создать суперкар, но не можешь создать историю, если ее нет». И я даже не пытался возразить.