Президент в переносном смысле
Глава МОК вновь сдвинул свой визит в столицу Олимпиады
Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах перенес свой визит в Японию, где должна пройти летняя Олимпиада-2020, на 12 июля. То есть глава МОК прибудет в столицу Игр всего за 11 дней до старта турнира. Такое решение господина Баха лишний раз подогрело разговоры о том, что Игры-2020, уже перенесенные на год, вновь под угрозой, несмотря на то что МОК и власти Японии пока придерживаются позиции, согласно которой Олимпиада точно будет проведена. При этом, согласно последним опросам, более 80% жителей Японии выступают против проведения Олимпиады летом 2021 года.
Президент МОК Томас Бах должен был посетить Японию с инспекционным визитом еще в мае. Но из-за очередной, уже четвертой вспышки коронавируса визит был перенесен на июнь. В МОК, когда объявляли о том, что господин Бах посетит Японию в июне, по всей вероятности, рассчитывали на то, что вспышка COVID-19 окажется лишь незначительным всплеском. На деле же оказалось, что в Японии, несмотря на то что с начала мая власти страны вновь ввели ограничительные меры, фиксируется около 7 тыс. случаев заражения ежедневно, что сопоставимо с январскими максимумами. На этом фоне все громче звучат голоса граждан Японии, выступающих против проведения Олимпиады. Согласно данным опроса, проведенного по заказу издания Asahi Shimbun, 83% граждан Японии выступают против проведения Игр грядущим летом. Из них 43% хотели бы отмены Олимпиады, а остальные 40% — ее переноса. Отметим, что ранее МОК неоднократно заявлял, что еще один перенос турнира невозможен.
Официальная позиция МОК и властей Японии все еще сводится к тому, что Игры пройдут согласно плану.
Онлайн-консультации МОК и представителей японских властей шли на протяжении последних трех дней. По всей видимости, в их ходе от МОК требовали гарантий проведения безопасных Игр.
Томас Бах поспешил выступить с соответствующими заявлениями, отметив, что «МОК сконцентрирован на проведении безопасной Олимпиады», а также сообщив, что до 80% спортсменов прибудут в Токио, уже будучи вакцинированными. Глава МОК не пояснил, откуда у него такие данные. Ранее он же говорил, что вакцинация не является обязательным условием участия спортсменов в Олимпиаде.
Тем временем японские власти рассматривают возможность радикального сокращения иностранного участия в Олимпиаде. Ранее уже было принято решение о том, что иностранные болельщики не смогут посетить соревнования. Решение вопроса относительно допуска на трибуны японских фанов перенесено на июнь. Но, как сообщает агентство «Киодо», власти Японии готовятся к тому, чтобы вдвое сократить численность иностранных «делегаций» на Олимпиаде. Первоначально предполагалось, что Японию во время Игр посетят около 200 тыс. иностранцев (без учета спортсменов). Речь об официальных лицах, гостях турнира, лицах, сопровождающих спортсменов, представителях СМИ… «Киодо» со ссылкой на источники в правительстве Японии утверждает, что предельное количество представителей вышеозначенных категорий будет ограничено примерно 90 тыс. человек. При этом вполне реальна перспектива еще одного серьезного урезания квот для иностранцев.
Напомним, что олимпийский вопрос для Японии давно уже перешел из сугубо спортивной и организационной плоскостей в политическую. В действо вовлечены не только власти страны, но и руководство регионов. Так, на прошлой неделе четыре десятка японских населенных пунктов, начиная от крупных городов и заканчивая поселками, отказались от участия в олимпийском проекте. Глава японского правительства Ёсихидэ Суга, хоть формально и подтверждает приверженность проведению Олимпиады, оказывается, таким образом, под серьезным давлением. Осенью в Японии должны состояться парламентские выборы. И если окажется, что Олимпиада негативно повлияла на эпидемиологическую ситуацию в стране, у японского премьера могут возникнуть сложности. Примечательно, что, отвечая на критику о том, что он готов провести Игры любой ценой (ее изложил Юкио Эдано, глава Конституционно-демократической партии Японии, крупнейшей оппозиционной силы в стране), премьер Суга вынужден был заявить, что никогда не ставил Олимпиаду на первый план.