Работа Ли, хобби Ли
Дизайнер Nissan – о трудовых буднях и новом Pathfinder
Кен Ли работает в Nissan с 2003 года. Начав свою карьеру в компании с рядового сотрудника Nissan Studio в Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган, сегодня он занимает пост старшего директора по дизайну глобального дизайн-центра Nissan в Ацуги, Япония. Конечно же, Ли с детства увлекался машинами: он их рисовал, строил из Lego и мечтал о том, как когда-нибудь разработает свой собственный автомобиль. Его мечта сбылась, и, можно смело сказать, не один раз: на его счету участие в разработке самых разных моделей Nissan, от компактных кей-каров для внутреннего японского рынка до габаритных экземпляров вроде Nissan Titan Pro-4X, продающихся в самых разных странах. Сегодня Кен Ли ведет одновременно несколько проектов, в том числе он возглавлял группу, которая работала над созданием дизайна нового Pathfinder. Это одна из любимых его моделей, о которой он, кажется, готов говорить часами.
Я родился в США, но большую часть детства провел в Сингапуре и Гонконге. В Гонконге японские автомобили были самыми популярными, потому что они всегда символизировали собой технологичность. Когда мне было девять, мы переехали в Лос-Анджелес. У Лос-Анджелеса своя автомобильная культура, и машины там отличались от тех, что я видел в Гонконге: здесь было много самых разных траков и других больших автомобилей. Города, в которых я жил ребенком, оказали на меня серьезное влияние с точки зрения выбора моей профессии.
В Лос-Анджелесе мы жили рядом с одной из известных школ автомобильного дизайна – колледжем ArtCenter. Мой отец привел меня туда, когда мне было лет десять, и уже в то время я осознал, что дизайн автомобиля – это то, что я могу сделать смыслом своей жизни.
В итоге, повзрослев, я поступил в ArtCenter. После его окончания мне хотелось работать в большой штаб-квартире, я переехал в Мичиган и проработал три года в Ford Design Studio. Помню, в 2003 году нам привезли для ознакомления новый Nissan Murano и новый Infiniti FX. Я тогда впервые увидел эти машины воочию и понял, насколько удивительными и инновационными они были. Поэтому я решил уйти из Ford и спустя месяц уже работал в Nissan Studio в Фармингтон-Хиллз.
Приятный аспект работы в Nissan – это широкая модельная линейка, и как дизайнер ты можешь тестировать и маленькие автомобили, и премиальные седаны, и большие внедорожники, и спортивные автомобили – даже GT-R.
Одна из моих должностных обязанностей – вдохновлять мою команду и определять направление нашей работы. Это очень важно для дизайнеров – найти правильное направление, особенно в самом начале, чтобы в итоге сделать хороший продукт. Я бы сравнил этот процесс с полетом авиалайнера, где взлет и посадка чрезвычайно важны. Впрочем, так же, как и сам полет. Для нас «полет» – время, когда команда должна работать достаточно автономно от меня.
Когда мы получили техническое задание на разработку дизайна нового Nissan Pathfinder, я и моя команда были очень воодушевлены. Ведь эта модель – настоящая легенда Nissan, и мы хотели обязательно заимствовать те ее черты из первого поколения, которые выглядели реально круто, и перенести в дизайн новой модели.
Pathfinder первого поколения восхищал меня еще в детстве. Помню, когда я первый раз увидел его, был просто в восторге! Это был сгусток свежих идей и взрыв новых впечатлений. Потому что в то время внедорожники отличались более традиционным, угловатым и грубым дизайном. На их фоне Pathfinder выгодно выделялся, произведя своего рода переворот в дизайне подобных моделей, представив новую эстетику, созданную с учетом аэродинамических технологий 1980-х. Для примера, в дизайне передней части был скошенный край капота с тремя узнаваемыми прорезями-слотами. Эти элементы смотрелись интересно и по-новому, делая внешний вид автомобиля неожиданным, узнаваемым и броским.
За последние десять лет в сегменте внедорожников все нововведения были направлены на повышение комфорта. Форма кузова становилась более плавной, мягко очерченной. Внешний вид в целом преобразился, дизайн внедорожных моделей приблизился к дизайну обычных пассажирских автомобилей. Покупатели были рады таким изменениям, ведь это отражало в том числе и перемены в их образе жизни. Однако при создании нового поколения Pathfinder мы старались придать автомобилю более мужественный вид, добавить силы и мощи. Черпая вдохновение в дизайне первой модели, мы увидели возможность реализовать эту концепцию.
На мой взгляд, определяющей чертой первого поколения Pathfinder стала отчетливость всех контуров и деталей: они придавали его облику свежий и современный вид. В то время эта модель не выглядела как обычный внедорожник. И эта его особенность вдохновляла нас в работе над новым Pathfinder.
Одним из интересных элементов дизайна первого Pathfinder были задние окошки треугольной формы – в тот момент автомобиль был трехдверным. На новом Pathfinder, который имеет уже пять дверей, мы хотели интерпретировать этот элемент по-новому и создали новую заднюю стойку. Ее обтекаемый дизайн сделал возможным применение двойной цветовой схемы окраски кузова.
Если внимательно рассматривать новый Pathfinder, вы заметите те самые легендарные три слота на капоте. Мы не хотели воссоздавать их буквально, хотели слегка завуалировать. Но кто помнит оригинальную модель, легко узнает их.
В Nissan для более ранних поколений внедорожников использовались теперь уже легендарные фары в форме бумеранга. Сейчас мы использовали их новую интерпретацию, а благодаря светодиодной подсветке новый дизайн демонстрирует фирменную форму фар-бумерангов в новом прочтении.
«Наслаждайся своей работой» – один из девизов моей жизни. Потому что автомобильный дизайнер – это не работа, а хобби. Чем больше мы можем наслаждаться своим делом, тем более страстно мы ему отдаемся. Если человеку нравится его работа, его мозг становится свободнее, а сам человек – креативнее. Поэтому я всегда призываю дизайнеров из своей команды ощутить эту страсть и наслаждаться своим трудом изо дня в день.
Ребята, с которыми я работаю, постоянно изучают и осваивают что-то новое, обогащая потом новыми знаниями всю команду. Например, один из специалистов по цифровому моделированию, отвечающих за построение моделей в данных, в свое свободное время обучился анимации и создал короткометражный фильм об одной из будущих моделей. После этого мы решили использовать анимацию для наших реальных проектов. За этот дух веселья и инноваций, за нестандартное мышление и желание учиться, за умение делать уникальные вещи и получать от этого удовольствие я очень благодарен людям, с которыми работаю.