Онлайн-продажа алкоголя увидит свет
Насколько успешным может оказаться пилотный проект
Продажа алкоголя через интернет в России может выйти из тени. Предстоящим летом в стране планируют ее легализовать, правда, пока в качестве эксперимента, пишет РБК. Предполагается, что россияне смогут удаленно купить российские вина на специальной единой платформе, а доставит оплаченные бутылки «Почта России». Как это будет работать? И насколько успешным может оказаться подобный проект? Подробности — у Владимира Расулова.
Российские власти официально запретили дистанционно продавать алкоголь в далеком 2007 году, но дискуссии об этом не утихают до сих пор. Главными противниками легализации его продаж в интернете все это время выступали Минздрав и Роспотребнадзор, а отменить запрет неоднократно просили различные бизнес-объединения и даже Минфин. Он еще в 2017-м разработал законопроект, по которому дистанционная торговля алкоголем должна была начаться уже в 2020 году. Но в итоге документ положили под сукно. Теперь же о легализации заговорили в рамках эксперимента. Пилотный проект с июня по декабрь может стартовать в Подмосковье и Мордовии.
Все просто: покупатель выбирает алкоголь на специальной интернет-площадке — судя по презентации, ею станет сервис vino.ru — и вносит стопроцентную предоплату. Затем «Почта России» сформирует заказ, забрать который можно будет в постомате отделения либо за дополнительную плату оформить доставку. При этом речь идет только о продаже вина, рассказал “Ъ FM” замгендиректора «Почты России» по электронной коммерции Алексей Скатин: «Дистанционная продажа крепкого алкоголя не обсуждается в принципе. Это касается исключительно доставки вина, заказанного по интернету как любого другого товара из интернет-магазинов. Речь не идет о продаже в нашей логистической сети. Учитывая, что через "Почту России" заказывают практически все клиенты, которые что-то приобретают онлайн, мы можем идентифицировать возраст потребителей, чтобы обеспечить соответствующий подход в части потребления такого типа товаров. Сроки и регионы обсуждаются».
Разработчики проекта ссылаются и на мировой опыт. По их данным, продажу алкоголя через почтовых операторов практикуют как минимум во Франции и Австрии. Легализация этого рынка в России сильно поддержит отечественных производителей вина, ведь зачастую им непросто попасть на полки сетевых магазинов, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: «Малые винодельни могут производить 10-50 тыс. бутылок в год. С таким объемом представьте себе федеральную сеть с несколькими тысячами магазинов.
Им не выгодно работать с таким поставщиком, а вот конечному потребителю это интересно.
Зайдя на сайт этой винодельни, они смогут заказать для себя через "Почту России" эту продукцию напрямую. Процесс приобретения сокращается до минимума».
Авторы идеи предполагают, что полностью онлайн-продажу алкоголя легализуют к 2025 году, а выручка платформы составит 100 млрд руб. Впрочем, чтобы проект оказался успешным, одним вином тут не обойтись, и придется расширить продуктовую линейку, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов: «Российские вина в отрыве от другого ассортимента — это небольшая доля — буквально 6%. Если посмотреть на то, какие напитки у нас предпочитают граждане, там довольно много и других видов алкоголя: крепкие напитки, пиво. Чем шире ассортимент, тем удобнее клиентам будет делать заказы. Причем человек в интернете стремится к тому, чтобы заказать полную корзину, которую бы привозили на дом».
Когда ритейлерам разрешат осуществлять онлайн-продажи алкоголя
Тем временем для продаж алкоголя через интернет понадобится не только законодательное «добро», но и немалые средства. Создание единой платформы, которая свяжет потребителей алкоголя, производителей и сети почтовых отделений, по предварительным подсчетам, обойдется в 5 млрд руб. до конца 2025 года.