Нарушителей отметят в выдаче
К давлению на иностранные IT-компании привлекают поисковики
Одной из мер наказания для иностранных технологических компаний, которые откажутся открывать представительства в РФ, может стать пометка в поисковиках о нарушении законодательства. Если нарушителей не будет много, проблем с технической реализацией идеи не возникнет, считают эксперты. Однако, уверены они, эффективность ее при этом будет не больше, чем у предупреждений о вреде курения на сигаретных пачках.
Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн рассказал “Ъ”, что одной из мер наказания для иностранных IT-компаний, которые не зарегистрируют представительство в РФ, станет пометка в поисковой выдаче о нарушении законодательства. Такая норма, по его словам, содержится в готовящемся законопроекте о «приземлении» иностранных онлайн-сервисов: «Смысл в том, чтобы человек сразу получал информацию о том, что ресурс нарушает законодательство. Дальше выбор человека, хочет ли он пользоваться этим ресурсом».
Законопроект готовится по поручению президента Владимира Путина от 10 декабря 2020 года. Он будет направлен преимущественно на крупные американские технологические компании, например Google, Facebook, Twitter и пр., о претензиях к ним неоднократно заявляли чиновники и депутаты.
Документ о «приземлении» будет внесен в Госдуму в ближайшее время, а принять его планируется до конца весенней сессии. Законопроект обяжет владельцев крупных информационных ресурсов с ежедневной аудиторией в России от 500 тыс. человек открывать официальные представительства в стране.
К тем компаниям, которые откажутся исполнять требование, будут применять и другие меры воздействия, например запрет на распространение рекламы как об интернет-ресурсе, так и на нем самом, запрет на проведение платежей в адрес ресурса, а также запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных российских пользователей.
С 2017 года проект по маркировке сайтов в выдаче уже развивают Банк России и сами поисковики. Так, официальные ресурсы финансовых организаций, например банков и страховщиков, галочкой помечают Mail.ru Group и «Яндекс». Также у поисковиков в России уже есть целый ряд обязательств, установленных законодательно. Так, они обязаны удалять ссылки в рамках «права на забвение», фильтровать выдачу на предмет запрещенных сайтов (для этого они должны подключиться к специальной информационной системе) и удалять пиратский контент. Подписанный в 2018 году антипиратский меморандум утвердил появление реестра пиратских ссылок, которые должны удалять поисковики.
По данным «Яндекс.Радара», который считает популярные в России поисковые системы, на 3–9 мая:
- доля «Яндекса» в поиске составляет 59,76%,
- Google — 38,41%,
- Mail.ru — 0,89%,
- Rambler — 0,04%.
В трех компаниях—владельцах поисковых систем отказались от комментариев по поводу возможного нововведения, в Google на запрос не ответили.
Эксперты сомневаются, что новая инициатива депутатов создаст серьезные сложности поисковикам. «Поскольку мы полагаем, что список нарушителей не будет обновляться два раза в день, то технических проблем тут быть не должно»,— поясняет гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. С ним согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Я не думаю, что даже потребуется специальный реестр, потому что таких компаний-нарушителей не миллионы».
Однако вопрос, насколько эффективной окажется мера. Карен Казарян сравнивает такую метку с предупреждением об опасности курения на сигаретных пачках. По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, инициатива является популистской: «Заставить вешать ярлыки не проблема, но такие действия выглядят локальными и попадающими в сиюминутную повестку».