Курьеры выбились в лидеры
Как меняются зарплаты сотрудников на рынке доставки
Лидерами по заработкам среди неквалифицированных сотрудников становятся курьеры. В большинстве регионов их доходы превысили средние зарплаты россиян, иногда в несколько раз. Исключение — Москва. Как выяснили в Центре стратегических разработок и ОНФ, в среднем курьер зарабатывает 400 руб. в час. При стандартной рабочей неделе в месяц выходит примерно 65 тыс. руб. При этом в борьбе за долю растущего рынка службы доставки только расширяют штат сотрудников. Может ли это привести к повышению цен для клиентов таких сервисов? Выяснял Сергей Гусев.
Оказывается, работа курьера вполне может считаться престижной, по крайней мере, в большинстве российских регионов. Если в столице сотрудник службы доставки зарабатывает примерно 55 тыс. руб. в месяц, то, скажем, в Саратове или Казани — уже 80-85 тыс. руб. Для сравнения: средняя зарплата в этих городах вдвое ниже. Как возник такой дисбаланс?
Руководитель исследовательского центра компании Superjob Наталья Голованова отмечает две причины: отток мигрантов и активное расширение бизнеса служб доставки. Впрочем, на деле заработки курьеров могут сильно отличаться от средних значений в обе стороны.
«Все зависит от множества обстоятельств: сколько человек готов работать, пеший это курьер или на автомобиле.
Действительно, зарплаты в Москве начинаются от 100 тыс. руб., у пеших курьеров сейчас средний оклад примерно 50 тыс. руб. Как сложилась эта ситуация: мигранты всегда ниже рынка просят, границы закрылись, рынку труда не хватает людей, спрос сейчас на курьеров даже выше, чем в 2020 году, хотя, казалось бы, в 2020 году был локдаун»,— отмечает Голованова.
Впрочем, привлекательной работа курьера может казаться разве что на бумаге. Предприниматель Сергей Ночовный, который еще в начале локдауна в 2020 году в качестве эксперимента месяц поработал курьером в «Яндекс.Еде», рассказал “Ъ FM”, что обольщаться не стоит — работа тяжелая. «Было интересно. Мы видим людей на улице, но не понимаем, как они работают. Такая мотивация у меня была, а не финансовая. Труд достаточно тяжелый. Я был пешим курьером, ходил по 20 км за три-четыре часа. И для Москвы это очень низкая оплата. Наверное, можно жить на эти деньги, есть и снимать комнату на окраине города. Я работал около месяца по три-четыре раза в неделю по четыре-шесть часов и заработал примерно 30 тыс. руб.»— поделился Ночовный.
Тем не менее, проблем с наймом новых сотрудников нет, отмечает руководитель по внешним коммуникациям сервиса Delivery Club Алексей Белоусов. Но ради большего, чем в среднем по России, дохода придется, видимо, работать полный день — ставки оплаты для курьеров на самом деле не увеличились.
«Подавляющее большинство компаний на рынке доставки готовой еды ставки не меняло.
У нас они тоже остались на прежнем уровне. Сложностей с поиском курьеров нет по довольно простой причине: подработка в доставке еды конкурентоспособна по уровню заработной платы в сравнении с другими видами неквалифицированного труда, это быстрый выход на работу и гибкий график. Что касается пользователей, то в нашем случае на них это никак не повлияло»,— уточняет Белоусов.
Потребители, пожалуй, самая выигрывающая сторона в этой истории. Все это время они получают доставку по цене ниже себестоимости, отмечает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Из-за этого большинство сервисов хронически убыточны и годами будут жечь деньги инвесторов в надежде когда-нибудь выйти на самоокупаемость.
«При нынешнем уровне развития технологий сделать прибыльным бизнес доставки нельзя, если мы говорим о небольших чеках. Но в долгосрочной перспективе по мере технического прогресса, может быть, по мере изменения законодательства, если появится возможность делать доставку алкоголя, ситуация изменится. Соответственно, вы продаете 1 руб. за 90 коп., получаете огромную выручку, но вместе с тем и огромные убытки. Но вы продолжаете субсидировать этот бизнес, потому что надеетесь, что в будущем будете продавать 1 руб. за 110 коп.»,— прогнозирует Нигматуллин.
Сейчас происходящее выгодно и пользователям, и сотрудникам служб доставки, по крайней мере, пока инвесторы готовы вкладывать в отрасль деньги. А они пока явно готовы — даже после локдаунов этот рынок продолжает бурно расти.