«Север-Метрополь» замахнулся на Москву
Сеть откроет первые кафе в столице
Петербургская сеть кофеен-кондитерских «Север-Метрополь» начинает экспансию на рынок Москвы. В текущем году компания планирует открыть в столице по франшизе три точки, а в будущем может масштабировать бизнес в другие регионы. Расширять географию компанию стимулировал рост конкуренции на домашнем рынке, считают эксперты. Петербургские ресторанные проекты часто хорошо приживаются в Москве, тогда как столичные на местном рынке не так успешны, добавляют они.
О том, что «Север-Метрополь» в 2021 году выйдет на московский рынок, “Ъ” сообщили в компании. Сеть планирует открыть в столице три кафе-кондитерских и при среднем и высоком спросе увеличит их количество, объяснила “Ъ” президент АО «Метрополь» Елена Шевченко. Локации, где разместятся будущие заведения, и их площадь она уточнять не стала, так как договор находится на «стадии подписания». «Это формат, которого, по нашим исследованиям, в Москве практически нет. Похоже, что он — исключительно питерский. Вот мы и решили попытаться внедрить его в столице. Учитывая, при этом, что там сегодня достаточно много выходцев из нашего города»,— сказала госпожа Шевченко. Она добавила, что для столичных кафе инвестор намерен подобрать ассортимент, ориентированный на вкусы и запросы москвичей.
В Москве компания будет работать под брендом «Север-Метрополь-Ренарди», как и в Петербурге, развиваясь по франчайзинговой модели. «Москва нам интересна прежде всего тем, что это огромный рынок. Однако чтобы освоить его, нам недостаточно имеющихся объемов производства»,— продолжает госпожа Шевченко. Она пояснила, что сегодня «Север-Метрополь» выпускает около 3,5 тыс. тонн продукции в год. Увеличить мощности как минимум на четверть компания рассчитывает благодаря участию в нацпроекте «Производительность труда», оператором которого в Петербурге является Региональный центр компетенций, рассказала она. В компании отметили, что в случае успеха в Москве «Север-Метрополь» может выйти и в другие города. Размер инвестиций в открытие одной точки в «Север-Метрополе» не раскрыли.
Вложения в запуск кафе, расположенного в арендованном помещении, начинаются от 100 тыс. рублей на квадратный метр, объясняет гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. Если в Москве «Север-Метрополь» станет рассматривать помещения, аналогичные своим петербургским, то их площадь будет варьироваться от 150 до 200 кв. м, отмечает он. Таким образом, минимальные инвестиции в одну точку могут составить 15–20 млн рублей. В случае если в кафе разместят производство, то затраты значительно возрастут.
В Петербурге средний чек в «Север-Метрополе» составляет 400–500 рублей в зависимости от местоположения кондитерской, сообщила Елена Шевченко. В Москве он может стать выше в 1,5 раза в силу более высокого уровня доходов москвичей, уверен Иван Федяков.
«Север-Метрополь» — одна из крупнейших сетей кофеен-кондитерских Петербурга. В Петербурге и Ленобласти, по собственным данным, у компании насчитывается более 115 кафе. В 2019 году холдинг «Север-Метрополь» приобрел контроль в московском кондитерском доме Renardi (оставшиеся 24,9% принадлежат его основателю французу Дидье Ренару). По данным kartoteka.ru, выручка ООО «Север-Метрополь» за 2020 год составила 1,4 млрд рублей (–22% к предыдущему году), чистая прибыль — 77,2 млн рублей (–154%). Основной владелец компании — Елена Шевченко (40%), которая является супругой бывшего депутата ЗакСа Петербурга от ЛДПР и известного предпринимателя Сергея Шевченко. Совместно со своим старшим братом Вячеславом Шевченко (убит в 2004 году на Кипре) он основал ГК «Норд», в которую входили предприятия общественного питания, ночные клубы, торговые центры, производство мебели и бизнес по распространению газет в петербургском метрополитене. Принадлежащее Елене Шевченко совместно с партнерами АО «Метрополь» (данные «СПАРК-Интерфакс») управляет одноименным рестораном, гостиницами Majestic Boutique Hotel и «М-отель» на Садовой улице.
Начать осваивать столичный рынок «Север-Метрополь» мог решить из-за возросшей в Петербурге конкуренции, в том числе со стороны сети «Булочных Ф. Вольчека», предполагает господин Федяков. При этом в Москве пока нет больших и хорошо сформировавших под себя рынок сетей, что дает инвестору шанс занять свою нишу и закрепиться, прогнозирует эксперт. «Возможно, компании надо было раньше заходить в Москву, но лучше поздно, чем никогда. Сегмент кофеен-кондитерских в столице переполнен: они находятся на каждом углу. Поэтому все будет зависеть от уникального торгового предложения. Если "Север-Метрополь" начнет штамповать типовые стандартные кафе, то город их не примет. Поэтому ему надо выделяться и предпринимать шаги, на которые не шли другие игроки»,— говорит господин Федяков.
Большинство московских проектов терпит крах в Петербурге, тогда как петербургские, напротив, становятся успешными в столице, отмечает гендиректор сети кофеен «Чайникофф» Михаил Гусейнов. «Это происходит из-за высокой конкуренции: количество заведений на душу населения в Петербурге намного выше. Плюс в Москве совсем другой уровень доходов. Так что если все детально продумано, то "Север-Метрополь" ждут хорошие перспективы»,— считает господин Гусейнов.