Тендеры проверят дважды
Госкомпаниям усложнят закупку иностранных IT-решений
Правительство планирует ужесточить проверки тендеров на закупку IT. Госкомпаниям, которые хотят заказать импортный софт и «железо», придется детально отчитываться, почему невозможно приобрести отечественные аналоги. Сейчас, утверждают отечественные разработчики, госструктуры подходят к таким обоснованиям формально и нередко составляют техзадания прицельно под иностранного поставщика. Но даже в процессе импортозамещения требуются иностранные решения, возражают эксперты.
Правительство к осени подготовит законопроект, который осложнит госзаказчикам закупку зарубежного ПО и оборудования, рассказал “Ъ” директор «Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух. Документ, по его словам, введет в тендеры обязательную процедуру рассмотрения обоснований о невозможности закупки российских решений. Анализировать их мог бы экспертный совет при правительстве, а по тендерам дороже 1 млрд руб.— проверять специальная комиссия для контроля и анализа госзакупок в области ПО и электроники, уточнил Илья Массух.
Разработка законодательных изменений в «процедуры согласования закупки зарубежного ПО и оборудования, а также ответственность органов власти и отдельных видов юридических лиц за ее нарушение» предусмотрены так называемым вторым пакетом мер поддержки IT, который сейчас находится на согласовании правительства. В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко лишь подтвердили, что мера рассматривалась в рамках «второго пакета», работа над которым продолжается.
В 2016 и 2019 годах кабмин принял постановления, обязывающие госзаказчиков покупать преимущественно российское ПО и оборудование из специальных реестров Минцифры и Минпромторга.
Но проблема заключается в том, что госзаказчики в условиях тендеров зачастую обосновывают невозможность закупки российских решений, пояснил господин Массух.
«Мы выявили, что в различных регионах страны эти обоснования одинаковы вплоть до орфографических ошибок, что может говорить об участии зарубежных вендоров в подготовке таких обоснований»,— говорит он.
Схожесть обоснований говорит об участии иностранных производителей в составлении методических материалов, которыми заказчики руководствуются при закупке иностранного софта, согласен гендиректор компании «Новые облачные технологии» (разрабатывает офисный пакет «МойОфис») Дмитрий Комиссаров. По его словам, заказчики обычно записывают в техзадании заведомо невыполнимые для отечественного ПО требования, что позволяет им закупать иностранный софт и «железо» без нарушения закона. Например, в сентябре 2020 года из-за жалобы в ФАС российского производителя «ВДМ Групп» приостановлена закупка «Московским метрополитеном» 18,4 млн смарт-карт «Тройка» почти на 1 млрд руб. (см. “Ъ” от 16 сентября 2020 года). «ВДМ Групп» утверждала, что условия закупки написаны под нидерландского производителя.
Обоснования в подобных тендерах имеют серьезную практическую аргументацию, возражает заместитель гендиректора Softline по работе с нацпроектами Андрей Шолохов. «Полный переход на отечественное ПО и оборудование для компаний по многим причинам до сих пор невыполним»,— говорит он.
Дополнительная формализация процесса закупки IT-продуктов лишь на короткое время усложнит жизнь желающим получить иностранные решения, считает господин Шолохов.
Создание дополнительных комиссий для оценки IT-закупок породит еще больше сложностей в процессе, считает гендиректор разработчика «Р7-Офис» Наталия Агафонова. По ее мнению, если компания исполняет поэтапный план перехода на отечественное ПО, то в процессе может возникнуть необходимость закупить зарубежное решение на определенный срок и ограниченное количество рабочих мест. Если же у компании нет пошаговой программы с четкими сроками замены зарубежного оборудования и софта или она не исполняется, полагает эксперт, это должно быть однозначным основанием для отказа в закупке иностранного ПО.