Не превратилась в тыкву
В Италии отреставрировали экипаж Наполеона Бонапарта
На заре автомобилизма как только ни называли «самодвижущиеся коляски». В том числе «безлошадными экипажами». Но, когда речь идет об автомобиле, которым пользовался глава государства или карете, которая возила монарха, то сколько лошадиных сил было запряжено в повозку – несколько или несколько сотен – по большому счету неважно. Этот транспорт больше ценен не сам по себе, а принадлежностью к именитому владельцу.
С 5 мая в помещении бывшей конюшни дворца Венария в Турине можно увидеть карету Наполеона I. Италия обещает 1 июля открыть свои границы для россиян, так что кроме билета на самолет останется только купить билет в музей, в который сегодня превращен упомянутый королевский дворец.
Дата открытия экспозиции была выбрана не случайно – именно в этот день ровно два века назад на острове Святой Елены перестало биться сердце Императора. Да и место экспонирования тоже имеет отношение к главному властителю дум или главному злодею – есть разные версии – рубежа XVIII и XIX веков. Считается, что именно на этой карете Наполеон прибыл 26 мая 1805 года в Милан, где к уже имеющимся титулам он добавил еще и титул короля Италии. Тогда же карета побывала и в туринском дворце, где выставлена сегодня.
Карета была построена в 1805 году парижским кузовщиком Жаном-Эрнестом-Огюстом Геттеном. Он же автор кареты, принимавшей участие в императорской коронации в 1904 году. Всего же в период с 1803 по 1815 год придворный кузовщик построил для Императора порядка полутора десятков экипажей, в том числе пять парадных карет. Часть из них, кстати, сегодня можно увидеть в Версальском дворце. У них, как у моделей автомобилей есть даже имена собственные – «Бриллиант», «Победа», «Опал», «Бирюза». Если верить легендам, имеется наполеоновская карета и у нас в стране. Уже почти два века ее периодически пробуют искать в водах Семлевского озера между Вязьмой и Смоленском, куда в ноябре 1812 года интервенты якобы сбросили награбленное в Москве добро вместе с экипажами.
«Туринская» карета Наполеона, после того как Император был отстранен от власти, не раз меняла своих владельцев, и что характерно – использовалась по назначению, а не хранилась как реликвия. В частности, владевшая каретой после Императора его вторая жена Мария Луиза, Герцогиня Пармская распорядилась убрать с кареты все регалии, напоминавшие о Наполеоне, и украсила экипаж собственным гербом. Статус музейного экспоната карета получила лишь в середине XIX века, став одним из главных сокровищ музея в Маренго – городка в Пьемонте, возле которого в 1800 году французская армия одержала убедительную победу над австрийцами. В феврале 1906 года карета выставлялась в Милане, на ретроспективной транспортной выставке, где по свидетельству газеты La Stampa стала «объектом всеобщего восхищения посетителей». В течение XX века экипаж кочевал из Италии во Францию и обратно, менял владельцев, выставлялся опять же в окружении знаменитых автомобилей на антикварных выставках, пока не оказался во владении католического Ордена святых Маврикия и Лазаря. Братья хранили карету во дворце Ступиниджи – загородной резиденции Савойского дома недалеко от Турина.
Именно поэтому перед коллективом специалистов – в котором были искусствоведы, диагносты с инфракрасным оборудованием, реставраторы деревянной мебели, а также мастера металлообработки – стояла непростая задача. После наслоения одних гербов на другие и неумелых реставраций, нужно было восстановить первозданный вид: в исследованиях очень помог метод инфракрасной рефлектографии, который обычно используется для изучения картин. Выяснилось, что зеленые колеса изначально были голубыми. Ну, и так далее.
Любопытная деталь. «Карета» по-итальянски будет carrozzа. Именно от него потом возникло слово «карроссерия» - ателье, занимающееся проектированием и постройкой заказных кузовов для эксклюзивных автомобилей.