Руководство по самовосстановлению
Как превратить бизнес в инструмент регенерации капитала
Бизнес-сообщество Sustainable brands в исследовании «Дорога к регенерации» предложило быстрый тест активности компаний как инструмента исцеления жизненно важных систем и увеличения их способности к самовосстановлению. С его помощью можно проверить бизнес-модель, новый продукт, стиль руководства или намечающееся партнерство и подумать, каким образом можно усилить их регенеративную составляющую.
Регенерирующая активность, по мнению авторов исследования, состоит из двух ключевых элементов. Во-первых, это восстановление, обновление или исцеление систем, от которых мы все зависим. Во-вторых, повышение способности этих систем к самовосстановлению. Если деятельность бизнеса ориентируется на обе задачи, то он является регенеративным — в этом и заключается суть теста.
Есть существенная разница между регенерацией и устойчивостью: регенерация всегда поддерживает устойчивость, но не все действия по обеспечению устойчивости являются регенеративными. Яркий пример — установки по улавливанию углерода из атмосферы, которые помогают бороться с изменением климата. Их применение поддерживает устойчивость климата, но не влияет на возможность самоочищения атмосферы. Деревья же делают и то и другое, являясь поэтому на 100% регенеративными.
Смена парадигмы
Развитие мировой экономики в последние несколько десятилетий базировалось на использовании систем, которые приносят краткосрочные результаты, но в долгосрочной перспективе ведут к деградации окружающей среды и социума. Такой подход вызвал множество негативных последствий, отмечается в исследовании. Например, около 1 млн из 8 млн биологических видов сейчас находятся на грани исчезновения. Истощение почв приводит к потере питательных качеств продуктов и может стать проблемой для их производства. В обществе растут неравенство и поляризация доходов: 1% самых богатых людей в мире обладает вдвое большим состоянием, чем остальное население планеты. Каждый четвертый человек страдает от какого-либо психического заболевания, а одной из ведущих причин инвалидности в наше время стала депрессия. Подсчитано, что из-за депрессивных расстройств мировая экономика теряет около $1 трлн ежегодно.
Миру необходима смена парадигмы, считают эксперты по регенерации. Простого отказа от действий, которые разрушают планету или социум, уже недостаточно — слишком велик масштаб разрушений. Необходимы усилия, которые запустили бы процесс самовосстановления в живых системах. И эту задачу должен взять на себя в том числе бизнес.
«Регенерация — это наращивание способностей»,— говорит Кэрол Сэнфорд, признанный идейный лидер отрасли, автор книги «Регенеративный бизнес» и основатель «Сообщества по развитию регенеративного бизнеса». Важно, чтобы бизнес обладал системным видением — только в этом случае получится оказать нужное воздействие на большие системы.
Не только экология
О регенерации чаще всего говорят в контексте экологии, но авторы исследования отмечают, что сфера применения этого понятия намного шире. Можно выделить шесть жизненно важных капиталов: природный, человеческий, социальный, интеллектуальный, производственный и финансовый. Системы, относящиеся к любому из них, можно рассматривать в контексте регенерации и добиваться их способности к самовосстановлению.
В качестве примеров авторы приводят деятельность нескольких компаний. Так, компания Guayaki заботится о восстановлении природного капитала за счет усилий по сохранению тропических лесов на южноамериканском побережье Атлантики. К своей работе она привлекает коренные народы на территории Аргентины, Парагвая и Бразилии. Компания BanQu сосредоточилась на развитии социального капитала. Она применяет технологии блокчейн, чтобы подключить людей из беднейших регионов к глобальным цепочкам поставок и помочь, например, мелким фермерам или беженцам преодолеть крайнюю нужду. Любопытный пример сохранения человеческого капитала — пивоварня TRU Colours Brewery, которая принимает на работу членов бандитских группировок и дает им новые профессиональные и личные навыки. Социальная миссия компании — уменьшить количество насилия в обществе.
Эти примеры разрушают миф о том, что регенерация доступна лишь крупным компаниям, достигшим серьезных успехов на пути устойчивого развития. Авторы «Дороги к регенерации» убеждены, что компания любого масштаба может рассмотреть с позиций регенерации свои действия, будь то разработка новой продукции либо переход на возобновляемые источники энергии. Важно постоянно задавать вопрос, как эта деятельность поможет самовосстановлению того или иного капитала, можно ли включить сюда новые заинтересованные стороны для большего эффекта и добиться не просто устойчивого развития, а самовоспроизводства.
Регенерация как мышление
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что предложенная идея регенеративности очень любопытна. «На мой взгляд, прежде всего она затрагивает сельское хозяйство. Именно наша страна является одним из пионеров использования предложенного подхода — вспомним защитные лесопосадки, которые появились еще в 1950-е годы и значимо повлияли на улучшение показателей сельского хозяйства без использования химикатов. Сейчас появились интересные проекты по запуску углеродных ферм: высадка участков молодого леса, которые естественным образом поглощают углекислый газ»,— говорит он.
Профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша среди примеров регенеративных проектов в России называет ферму «Лесные сады», полигон лесной консервации углерода в Калужской области, разработанную холдингом Danone программу для поддержки фермеров и проект «Альтуризм».
К примеру, ключевая идея фермы «Лесные сады» — создание нового типа хозяйства, основанного на принципах биоценозов, когда множество живых организмов поддерживают эффективное развитие всей системы. «Наша миссия — добиться максимального биоразнообразия на этой территории,— говорит основатель проекта Георгий Афанасьев.— Например, мы создали "Тропу дикоросов" протяженностью 2,5 км, вдоль которой произрастают более 200 видов дикорастущих растений». Проект «Альтуризм» направлен на развитие малых городов и деревень России. Туристы приезжают в небольшие поселки не отдыхать, а чтобы вместе с местными жителями решать социальные проблемы, к примеру благоустроить парк. «Как правило, жители малых территорий ждут помощи извне,— говорит сооснователь Агентства по развитию малых территорий "ЦЕЛЬ11" Екатерина Затуливетер.— Но мы показываем, что многое можно сделать своими силами. Часто в местном сообществе после поездок "Альтуризма" формируется группа инициативных жителей, которые нацелены самостоятельно решать социальные вопросы».
Инвестиции в проекты, реализация которых сопровождается негативным воздействием на общество и окружающую среду, становятся все более рискованными, давление на бизнес растет с каждым днем, подчеркивает Сергей Гришунин. Ориентация же не просто на устойчивость, а на регенерацию в недалеком будущем существенно расширит доступ соответствующих проектов к ресурсам и клиентам.