Google пригрозили замедлением
Опасаются ли блогеры падения доходов в связи с заявлениями Роскомнадзора
Миллиардными потерями для российского сегмента интернета может обернуться замедление работы Google. Аналитики оценили последствия угроз со стороны Роскомнадзора. 24 мая служба заявила, что американская корпорация плохо удаляет запрещенный контент. За это ее могут оштрафовать на сумму до 4 млн руб., а впоследствии ограничить скорость доступа к сервисам компании, в том числе к YouTube. Что об этом думают видеоблогеры? И опасаются ли они падения доходов? Подробности — у Григория Колганова.
26 тыс. уведомлений о незаконном контенте получил Google от Роскомнадзора, и 5 тыс. таких материалов, в основном на YouTube, до сих пор доступны, посетовали в федеральной службе. Если корпорация не исправится, она рискует повторить судьбу Twitter. Мишеней у российских властей предостаточно, ведь Google — это поисковик, почта, облачное хранилище, карты, документы. Но основной удар придется на видеосервис, полагает начальник отдела информационной безопасности SearchInform Алексей Дрозд: «С учетом того, что прозвучал YouTube, будет замедляться сам видеопоток. Да, это может оказаться выстрелом себе в ногу.
Просто один сайт не получится замедлить, там много поддоменов, вспомогательных ресурсов, поэтому есть риск повторить неприятные моменты Telegram.
Возможно, смогут затормозить доступ к какой-нибудь онлайн-кассе магазина и так далее».
Отправить 45 млн российских пользователей во времена dial-up модемов, когда видео ставили на закачку на ночь,— задача хоть и весьма амбициозная, но технически посильная, отмечают собеседники “Ъ FM”. Пока угрозы Роскомнадзора оставляют много вопросов — например, будет ли замедляться весь контент и для каких типов устройств? Но при самом худшем сценарии потери рынка могут достичь 2–3 млрд руб., подсчитал директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов: «Оценка, которая есть на сегодня на рынке, по 2020 году — от 8,5 млрд до 15 млрд, до 40% всех денег приходится на четвертый квартал. Пока на дворе второй квартал. Если мы говорим о том, что сейчас что-то произойдет, соответственно, это затронет какую-то часть бюджетов, но отнюдь не половину. Пусть будет четверть как некая максимальная. Если бы это произошло в последнем квартале одномоментно, это было бы, конечно, совсем катастрофой».
Впрочем, не всех производителей контента это пугает. Лилия Абрамова, известная в YouTube, как TatarkaFM, говорит, что готова к снижению дохода ради благого дела: «Если кто-то примет решение что-то замедлить, дабы наша молодежь не выходила на какие-то ненужные митинги, смотрела только нормальные видео, я готова, даже если мой заработок снизится.
Мне важнее, чтобы мой ребенок рос в нормальном обществе».
Те, кто приводит рекламодателей к блогерам, вовсе не спешат драматизировать. Исполнительный директор агентства Bubelmgt Надежда Кувакинская не ждет значительного оттока зрителей с YouTube даже после его замедления: «Есть небольшие опасения, что просмотры на видеороликах могут просесть. Но, по моему мнению, если спад просмотров и будет, то не больше чем на 5%, максимум на 10%.
На данный момент YouTube — это единственная видео-площадка в России для просмотра уникального контента с таким выбором тематик, авторов, поэтому вряд ли будет отток пользователей».
Впрочем, есть и более мрачные прогнозы. Ведущий YouTube-канала BadComedian Евгений Баженов свои финансовые потери оценить затрудняется, но полагает, что оттока пользователей с платформы после замедления не избежать. И это совсем не в интересах властей. «Я ищу все через Google, смотрю ролики 24/7 на YouTube. Просто это будет бесить меня как пользователя, как блогера — это уже вторично. Не особо понятно, какими будут последствия, но поведение крайне странное. Люди пойдут в Telegram, для правительства это еще хуже»,— говорит Баженов.
Как к давлению на иностранные IT-компании привлекают поисковики
Интересно, что угроза Роскомнадзора поступила в тот же день, когда стало известно о встречном иске Google к федеральной службе: корпорация оспаривает требование удалить 12 ссылок на запрещенный контент. По другой версии собеседников “Ъ FM”, власти с помощью замедления трафика хотят простимулировать иностранных IT-гигантов открывать свои представительства в России.