Металлургам стало трубнее
ВМЗ сократил объемы производства труб большого диаметра в 2020 году
Выксунский металлургический завод Объединенной металлургической компании Анатолия Седых в 2020 году показал рекордно низкий с 2005 года объем производства труб большого диаметра и сократил выпуск железнодорожных колес. При этом показатели выпуска другой трубной продукции выросли. Одновременно ОМК удалось увеличить объем заказов «Росатома» и «Газпрома» для зарубежных АЭС и добычи в условиях вечной мерзлоты. В условиях дальнейшего падения спроса на железнодорожные колеса компания может рассчитывать на внешние рынки, а спрос на трубную продукцию поддержат ремонтные кампании добывающей отрасли, полагают эксперты.
Объединенная металлургическая компания (ОМК) Анатолия Седых во вторник опубликовала отчет за 2020 год. Как следует из данных ОМК, производство труб большого диаметра (ТБД) снизилось до уровня 2005 года. Выпуск ТБД Выксунского металлургического завода в годовом значении сократился на 35%, до 389 тыс. т. Пропорционально, до 414 тыс. т снизился выпуск широкого листа. Подобные результаты в ОМК называют прогнозируемыми. Генеральный директор компании Сергей Торопов объяснил снижение показателей завершением крупных магистральных проектов «Газпрома» и «Транснефти».
В целом, отметили в компании, производство трубной продукции в прошедшем году сократилось на 9% по сравнению с 2019 годом, до 1,5 млн т.
При этом динамика была неоднородной. Например, выпуск труб малого и среднего диаметра превысил 1,1 млн т и вырос на 4%, подтянув на 3% производство стали и рулонного проката до 1,2 млн т. Производство профильных труб за счет увеличения емкости российского рынка выросло на 13%, до 242 тыс. т. В 2020 году завод в Выксе изготовил на 11% (411 тыс. т) больше нефтегазопроводных труб и повысил загрузку литейно-прокатного комплекса, сообщили в компании. На 12%, до 140 тыс. т, сократилось производство водогазопроводных труб.
Одновременно ОМК увеличила поставки для российских и зарубежных стратегических строек. В частности, компания продавала трубопроводы для атомных и тепловых электростанций «Росатома» — индийской АЭС «Куданкулам» и «Руппур» в Бангладеш, увеличив производство этой продукции на треть, до 4,9 тыс. т. На 8%, до 15,2 тыс., подросли поставки соединительных деталей для «Газпрома». В их числе были модули для первой в России автоматической газораспределительной станции «Прогресс» и термокейсов для нефтедобычи в условиях вечной мерзлоты. Производство обсадных труб осталось на уровне 2019 года, его объемы составили 352 тыс. т. «В 2021 году сможем улучшить показатели за счет дальнейшего расширения сортамента и развития сбытовой сети»,— полагает господин Торопов.
Прежними остались и финансовые результаты ОМК (финансовые результаты заводов не раскрываются): общая выручка незначительно увеличилась до 169,7 млрд руб., рентабельность по EBITDA сохранилась на уровне 23%, или 39,3 млрд руб. Однако в связи с инвестиционной программой объемом свыше 110 млрд руб. чистый долг компании вырос более чем втрое и достиг 60,8 млрд руб.
«Для нас очевидно, что падающий последние годы спрос на трубную продукцию, ключевую для нашей компании, вероятно, не восстановится в ближайшие годы.
Тем не менее мы намерены усиливать свое присутствие на рынке, — говорит председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых. — Уже в следующем году откроем еще один инновационный цех и приступим к выпуску бесшовных труб, а также реализуем ряд других важных проектов, которые обеспечат устойчивость и стабильность компании». К 2025 году компания намерена обновить производство сварных труб для ТЭК, продукции для атомной отрасли, открыть новое производство бесшовных труб, модернизировать выпуск рессор для грузовых машин, производство деталей трубопроводов и комплекс железнодорожных колес.
Спрос на трубную продукцию ВМЗ будет поддерживаться за счет строительства новых трубопроводов «Сила Сибири», «Бованенково-Ухта» и других проектов крупных компаний, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. «Можно ожидать, что будут востребованы трубы OCTG для бурения скважин. Наши компании пытаются расширить географию своих поставок и диверсифицировать их. Пока экспортные рынки ограничены странами СНГ и Ближнего Востока», — отмечает господин Макаров.
Ажиотажный спрос на железнодорожные колеса, который был в 2019 году, в 2020-м сменился падением, что привело к сокращению производства на ВМЗ на 18%, до 778 тыс. штук.
При этом объемы ремонта колесных пар подросли на 6%, до 191 тыс., а объемы ремонтов в депо и капитальных ремонтов вагонов остались на уровне 2019 года — 49 тыс. (+1%) и 65 тыс. штук (–3%) соответственно. Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что за счет покупки в 2020 году Вагонной ремонтной компании — 3 (ВРК-3) у РЖД, модернизации и расширения сети ремонтных мастерских металлурги сформировали цепочку от производства цельнокатаных колес на ВМЗ до выполнения ремонтов. По его словам, это гарантирует ОМК сбыт колесной продукции независимо от конъюнктуры рынка и обеспечит более высокую маржинальность за счет ключевых сервисных операций. Совокупные мощности ВРК-3 по капремонту колесных пар с учетом депо «Трансвагонмаш» «Infoline-Аналитика» оценивает в 200 тыс. в год. Господин Бурмистров полагает, что спрос на цельнокатаные колеса на российском рынке снизится как в вагоностроении, так и в ремонтах подвижного состава. «Однако сокращение поставок на рынок России формирует возможности для ОМК по расширению поставок на экспорт и восстановлению доли на зарубежных рынках, поставки на которые в связи с масштабным дефицитом в России в 2019–2020 годах резко сократились»,— полагает эксперт.