Не каждая авиакомпания облетит Белоруссию
Полеты над страной продолжают даже перевозчики из ЕС и США
Спустя сутки после того, как ЕС фактически объявил бойкот белорусской гражданской авиации, в небе Белоруссии продолжают летать европейские и американские грузовые авиакомпании, а также пассажирские лайнеры из России, Турции и Китая. Запрет на полеты «Белавиа» в ЕС также не выдерживается полностью — так, Германия его еще не ввела. По мнению экспертов, как минимум грузовая авиация и бизнес-джеты продолжат использовать белорусское воздушное пространство.
Решение стран ЕС закрыть свои аэропорты и воздушное пространство от «Белавиа», а также рекомендовать европейским авиакомпаниям избегать полетов над Белоруссией действительно сократило число транзитных перелетов, но не свело их на нет. Во вторник, судя по данным FlightRadar24, можно было фиксировать поредевший, но практически беспрерывный поток самолетов. Среди них выделялись, в частности, грузоперевозчики: российские AirBridgeCargo и «Атран», немецкий борт Lufthansa Cargo, возвращавшийся из Сеула во Франкфурт, и самолеты американских компаний UPS Airlines и FedEx, направлявшиеся из Кельна в Токио и из Парижа в Гуанчжоу. «Белавиа» продолжила осуществлять полеты, совершив рейсы, в частности, в Хургаду, Стамбул, Тунис и даже Берлин. Летать над Белоруссией продолжили Turkish Airlines и китайские China Eastern Airlines и Tianjin Airlines, равно как и российские авиакомпании.
В то же время крупнейшие европейские и некоторые азиатские перевозчики вняли рекомендации властей ЕС и отказались от полетов над Белоруссией. В течение минувших суток список пополнили испанская Iberia и японская All Nippon Airways, Austrian Airlines, Air France, Finnair. Ранее аналогичные заявления сделали Singapore Airlines, Lufthansa, British Airways, латвийская AirBaltic, венгерская Wizz Air, польская LOT, а также небольшой литовский чартерный перевозчик KlasJet. С полуночи 26 мая авиасообщение с Белоруссией прекращает Украина.
Очевидно, что после постановления саммита ЕС самолетов в воздушном пространстве Белоруссии стало заметно меньше, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Вместе с тем он подчеркнул, что сообщения в популярных Telegram-каналах об «опустевшем небе над Белоруссией» нельзя считать корректными на основании скриншотов портала отслеживания самолетов FlightRadar24:
«Оценить на глаз падение трафика пока нельзя. Если смотреть на белорусское небо даже до пандемии — оно никогда не было плотно заполненным».
«Не похоже, чтобы сейчас европейские страны заняли консолидированную жесткую позицию: запрет на полеты фактически ввели только Франция, Великобритания и Литва. Остальные заняли выжидательную позицию — особенно выделяется Германия, которая продолжает принимать "Белавиа", несмотря на возмущенные заявления Ангелы Меркель. Понятно, что останутся несколько соседних "непримиримых" стран, которые проложат летать себе в ущерб. Остальные, вероятно, постепенно вернутся к регулярным полетам»,— предполагает Роман Гусаров. До тех пор, отмечает эксперт, наиболее заметными на белорусском небе останутся пассажирские самолеты и грузоперевозчики из России, США и Китая.
Вряд ли изменится частота полетов деловых бизнес-джетов, поскольку менять устоявшиеся маршруты слишком дорого, считает гендиректор частной авиационной компании Bjet Алексей Бутримов. «У нашего оператора два воздушных судна летят из Франции в Россию в штатном режиме, без каких-либо условий и предостережений. На сегодня время облета белорусского воздушного пространства чартерным рейсом, например, на Global 6000 на 13 мест, из Франции в Москву составит час. Соответственно, стоимость полета увеличится на $7,5–10 тыс. Брать такие расходы на себя ни один авиаперевозчик не захочет, поэтому, пока нет прямого запрета, все продолжают летать через Белоруссию»,— говорит он. Алексей Бутримов подчеркивает, что «единственное исключение на сегодня — это Вильнюс: он не пускает борта на посадку, если маршрут лежал через Белоруссию».
Эксперты также сочли маловероятным предположение, что теперь, с учетом ограничения полетов в Турцию и перекрытия канала через Белоруссию новым транспортным хабом для российских туристов в Европу может послужить Белград. «Да, Сербия остается для россиян безвизовой страной, но не имеет такого "разлета" и развитого узла, как Стамбул, поэтому рассчитывать, что Air Serbia попытается перехватить транзитный пассажиропоток, не приходится»,— заключил господин Гусаров.