Скачки на месте
Промышленную статистику подогревают отпускные цены
Промышленный выпуск в апреле 2021 года подскочил на 7,2% на фоне спада показателя в апреле 2020 года, сообщил Росстат. Результат оказался лучше ожиданий, вероятнее всего, на фоне рекордного роста отпускных цен, которым в том числе статистики объяснили заметный пересмотр вверх темпов годового роста промпроизводства в марте 2021 года. Прирост выпуска в апреле к марту с учетом сезонности оказался нулевым, а к среднемесячному значению 2018 года — стабилизировался. Впрочем, в мае оптимизм в секторе еще увеличивался.
Рост промпроизводства в апреле на 7,2% в годовом выражении, о котором сообщил Росстат, даже несмотря на ожидавшийся подскок из-за низкой базы 2020 года (тогда выпуск в апреле упал на 4,7%), высок. Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал рост показателя на 6,4%, Reuters — на 6,5%. Вероятная причина такого отличия данных Росстата от консенсуса — двузначные темпы роста отпускных цен в промышленности (см. “Ъ” от 21 мая). Именно этим статистики объясняют улучшение годовых темпов роста выпуска в марте 2021 года (на 1,2 процентного пункта, до 2,3%) после получения в апреле новых данных респондентов. «В большинстве случаев изменены стоимостные характеристики, в том числе объемы отгруженной продукции в стоимостном эквиваленте по дефлятируемым видам деятельности»,— отмечается в объяснениях Росстата.
Чтобы проявить динамику промышленности в годовом выражении, Росстат посчитал выпуск апреля 2021 года и к апрелю 2019 года, обнаружив его увеличение на 2,2%, что должно было продемонстрировать посткризисное восстановление сектора. Но к марту 2019 года индекс не посчитан, что затрудняет оценку. Владимир Сальников из ЦМАКП на основе расчетов центра отмечает замедление темпов роста выпуска в апреле по сравнению с мартом к показателям 2019 года. При этом добыча из-за роста внутреннего спроса на нефтепродукты ускорялась, а ухудшалась динамика в обработке — прежде всего в производстве готовых металлических изделий (ранее “Ъ” писал о просьбе ТПП к Минпромторгу ограничить рост цен на них), фармацевтике, выпуске резиновых и пластмассовых изделий и автопроме.
«Цены становятся все более значимым фактором. Кто не успел сделать запасы ранее, не готов закупаться по текущим ценам»,— считает господин Сальников.
Опросы промышленников Института Гайдара (ИЭП) по состоянию на 24 мая фиксируют: «Майский рост дефицита запасов готовой продукции имел место даже в условиях сохранившегося в текущем месяце роста выпуска. Баланс (темп прироста к апрелю) составил 7 пунктов, что чуть хуже предыдущего значения — 9 пунктов в апреле к марту. Промышленности… в очередной раз не удалось пополнить склады готовой продукции до объемов, которые представляются необходимыми для удовлетворения ожидаемого спроса».
По данным опросов ИЭП, в мае индекс промышленного оптимизма продолжил расти, как и индекс прогнозов сектора. Однако с исключением сезонности, по данным Росстата, в апреле промпроизводство продемонстрировало нулевое изменение к марту (рост на 1,2% месяцем ранее) на фоне стабилизации к среднемесячным значениям 2018 года (см. график). Как отмечают в ЦМАКП, из-за кризиса сезонность могла измениться, однако в апреле как минимум можно отмечать торможение восстановления (если, конечно, в мае Росстат снова не повысит из-за галопирующих закупочных цен темпы роста выпуска вдвое).