РЖД сделает ставку на фастфуд

Почему компания хочет отказаться от вагонов-ресторанов

РЖД собирается отказаться от вагонов-ресторанов. Они останутся только на фирменных туристических поездах. В составах появятся более демократичные варианты — кафе или бистро. Изменится и доступное меню — в основном это будут блюда быстрого приготовления, которые легко разогреть — например, бургеры. Стоит ли отказываться от концепции вагона-ресторана? Расскажет Владислав Викторов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

За последние 20 лет вагоны-рестораны в российских поездах изменились не сильно и отличаются только дизайном. Преобладает советский минимализм, где скромные сиденья, скатерти и ковровые дорожки соседствуют с торжественными кистями на занавесках. Есть, правда, и более роскошные варианты с комфортными креслами, растениями и фортепиано — такой вагон-ресторан, например, в Рускеальском экспрессе, который возит туристов в Карелии.

А что в меню? Молочные каши, яичница с беконом, суп-лапша, жареная свинина под сливочным соусом и напитки, в том числе алкогольные. Конечно, от современного ресторана гости ждут более интересных блюд, говорит президент ресторанного альянса «Реал» Дмитрий Левицкий: «В вагонах-ресторанах мы чаще всего видим достаточно простую еду: советский ассортимент, незамысловатые блюда. Это, конечно, больше подходят для других форматов общественного питания: при входе в ресторан ты ждешь как минимум чего-то более интересного. К сожалению, такое просто невозможно сделать в ситуации с поездом. Свежие продукты в течение несколько дней не могут ни храниться, ни закупаться где-то на ходу».

Концепция ресторана в поезде устарела, соглашаются игроки рынка общепита. А «дочка» РЖД — «Федеральная пассажирская компания» — называет такие вагоны нерентабельными. Они вмещают мало пассажиров, да и на коротких ночных маршрутах услугами кухни почти никто не пользуется. Тем не менее отказываться от концепции пока не стоит, ведь в такой вагон идут не только за едой, но и за атмосферой, спорит председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков:

«У разных пассажиров разные привычки. Кто-то берет с собой курицу, кто-то привык выходить на станции и покупать что-нибудь, а кто-то — ходить в вагон-ресторан. И для таких пассажиров это неотъемлемая часть поездки в поезде.

Люди идут за комфортом, за тем, что можно пройтись по вагону, сесть, посидеть, поговорить с кем-то, почувствовать себя в другой обстановке».

Теперь РЖД собирается перейти к более демократичному варианту — в поезде будет кафе или бистро. «Сделали набор — быстро разогрели» — так описывает модель глава компании Олег Белозеров. По этому пути пошли на маршрутах за рубежом, и это вписывается в современные тренды, уверен гендиректор сети «Теремок» Михаил Гончаров: «Это уже все давным-давно реализовано в Германии. У них вагон-ресторан существует в формате бара с закусками или блюдами, которые просто подогреваются. На быстрых поездах лучше, чтобы это работало в формате скоростного обслуживания, чтобы там не сидели: сигареты уже никто не курит, пить там не надо. То есть пришли, поели, ушли. Людям вся эта формальная сторона становится все менее интересна».

На какие железнодорожные выходы ОАО РЖД запросило средства

Смотреть

РЖД не первый год пытается решить проблему питания в поездах. Например, вводит услугу доставки горячих блюд из вагона-ресторана до пассажирских мест или предлагает заранее сделать заказ в одном из заведений транзитного города, и курьер привезет его на станцию. Сейчас в списке всего 55 заведений, но его обещают расширить. Правда, некоторые пассажиры опасаются, что качество еды снизится. Но, наверное, лучше так, чем бежать за чебуреками в течение трехминутной стоянки поезда.

Елена Иванова

Вся лента