Гибридная война и мысль семейная
Татьяна Алешичева о сериале «Мальчик с оленьими рогами», доброй сказке об апокалипсисе
На платформе Netflix выходит «Сладкоежка: Мальчик с оленьими рогами» — сериал по знаменитому комиксу издательства Vertigo, детская апокалиптика, не питающая иллюзий по поводу человеческой природы
Спустя десять лет после глобальной катастрофы, когда мир поразила смертельная Хворь, мальчик-гибрид с оленьими рожками и ушками по имени Гас (Кристиан Конвери) живет в хижине посреди опустевшего Йеллоустонского заповедника с отцом, которого зовет Пабба (Уилл Форте). Пабба сбежал с ребенком в глушь, потому что дети-гибриды с признаками животных стали рождаться одновременно с приходом Хвори и среди людей распространилось суеверие, что они-то и являются ее причиной. На гибридов охотятся военизированные отряды «Последних людей» под командованием злобного генерала Эббота (Нил Сэндилендс), и довольно скоро покинувшему убежище Гасу придется с ними столкнуться. Всеми силами мальчик рвется в Колорадо, где, как он думает, живет его мать по имени Берди, и находит себе спутника — бывшего военного Джепперда (Нонсо Анози). Этот одинокий следопыт предпримет не одну попытку избавиться от назойливого мальца, но чем дольше длится их совместное путешествие, тем неразрывней становится союз. Совместные странствия сурового воина и дитяти — вообще беспроигрышный сюжет, судя по бешеному успеху «Мандалорца», где ничего другого, по сути, и не происходит.
Комикс «Сладкоежка» с 2009 года выходил в издательстве Vertigo, подразделении DC Comics, которое отвечало за истории для взрослых — с сексом, наркотиками и рок-н-роллом («Песочный человек», «История насилия», «Проповедник»). В оригинале «Сладкоежка» выглядел довольно мрачно, и рецензенты придумали для него формулу «Бемби встречает Безумного Макса». Но экранизация, которую в качестве продюсеров давно вынашивали Роберт Дауни-младший и Сюзан Дауни, решительно сменила тональность, превратившись в голливудскую «добрую сказку для всей семьи», только с тревожной подложкой, вроде классических фильмов Стивена Спилберга — «Инопланетянина» и в особенности балансирующего на грани нежности и жестокости антиутопического «Искусственного интеллекта».
Получилось семейное кино во всех смыслах: каждая сюжетная линия в нем исследует «мысль семейную». Герои теряют семью, чтобы по ходу создать или найти новую или прибиться к чужой. Помимо случая Гаса с Джеппердом, то есть чужого ребенка под опекой взрослого, тут рассматриваются и другие варианты совместного проживания. Например, военизированная подростковая коммуна, живущая без взрослых и воюющая за то, чтобы любой ценой защитить гибридных деток от злого социума. Возглавляет ее боевитая девица по прозвищу Медведь (Стефания Оуэн). У других членов коммуны тоже есть свои тотемные животные, и тут, конечно, никуда без «Повелителя мух» — борьба за власть в детском сообществе происходит самая ожесточенная.
Или, к примеру, нуклеарная семья: жена доктора Сингха (Адиль Ахтар) заражена Хворью, и, чтобы продлить ей жизнь, он готов на все, даже на безнравственные медицинские эксперименты. В какой-то мере его можно понять: в опустевших городах «соседский патруль» зорко высматривает зараженных и, обнаружив важнейший симптом — дрожание мизинца, расправляется с ними безжалостно. Тут детский сериал внезапно попадает в солнечное сплетение нынешних проблем, показывая, как в ситуации пандемии все социальные связи, включая семейные, переосмысливаются и пересобираются заново — само собой, на фоне опасных приключений.
Классический спилберговский рецепт по-прежнему работает отлично: чем жестче показано давление среды на трогательного героя, тем больше тепла и умиления производит такой сюжет во время кульминаций. История о том, как Гас — наш говорящий Бемби — ухитряется оставаться хрупким и невинным в жестоком мире апокалиптики, разыграна как по нотам, но степень этого умиления рассчитана очень точно и не скатывается в невыносимую благостность. Все-таки во главе угла тут стоит главное свойство апокалиптики как жанра: она не питает иллюзий в отношении человеческой натуры и показывает ее во всей неприглядности — с любовью и всякой мерзостью. Выходит довольно необычный гибрид — доброе семейное кино про апокалипсис.
Смотреть: Netflix