Легок на подъем
Уоллес Чан в Венеции
Уоллес Чан, один из самых дорогих ювелиров современности — мастер крупной формы, даже его украшения нередко не просто крупные, а очень крупные. Объемные колье, гигантские броши, закрывающие две фаланги кольца… При этом циклопические драгоценности Чана вполне себе носибельные, а помогает им быть таковыми титан, который в числе прочего, как известно, отличается легкостью — с этим материалом ювелир работает много и успешно. И не только когда делает украшения.
К тому же титану Уоллес Чан решил обратиться, создавая объект для своего стенда на Masterpiece London. Объект, заметный во всех отношениях,— скульптура из титана с драгоценными камнями, высотой 2,2 метра. Сюжет был очень для Уоллеса характерным — пион с бабочками. (Цветы и насекомые нередко становятся темой его украшений, которые, к слову, часто называют «ювелирными скульптурами».)
Открывшаяся 20 мая в Венеции персональная выставка собственно скульптур Чана называется «Titans: A dialogue between materials, space and time» («Титаны: Диалог с материалами, пространством и временем»). Какой материал играет главную роль, догадаться несложно — конечно, титан. В новых скульптурах он сочетается с железом, и никаких драгоценных камней или легких сюжетов на тему флоры и фауны.
В программном тексте выставки рассказывается не та — ювелирная — часть биографии Чана, которую мы привыкли слышать. В центре внимания — Чан-скульптор. Его интерес к западной скульптуре, как сообщается в экспликации, начался… на христианских кладбищах, где Уоллес изучал мраморные надгробные памятники. Вспомнили и то, что в начале нулевых Уоллес Чан полгода прожил монахом, раздав все свои сбережения. Именно после пребывания в монастыре он начал создавать скульптуры из доступных материалов — цемента, меди, стали, а уже после пришел к использованию титана и овладел этим материалом, как сам считает, в 2007-м.
Почитать о выставке, да и посмотреть ее можно и не посещая Венецию. «Титанам» посвящен специальный сайт с виртуальным туром по экспозиции. Хотя, конечно, одно из средств художественной выразительности тут — размер титаново-железных скульптур, занявших здание бывшего табачно-шелкового склада, а это в виртуальном туре не передашь.
Fondaco Marcello. До 31 октября