Наем дороже дела
В Петербурге не стремятся открывать собственный бизнес
На привлекательность предпринимательства как карьеры в Петербурге и Ленинградской области по итогам 2020 года указало только 22% респондентов исследования Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ, хотя в целом по России этот показатель значительно выше (70%). Причиной такого положения дел может быть возможность удачного найма в крупные компании, что, вероятно, делает собственный бизнес менее желанным, отмечают специалисты. Аналитики уверены, что пандемия стимулировала пессимистичные настроения в отношении предпринимательства, но несущественно сократила количество субъектов МСБ.
В исследовании Global Entrepreneurship Monitor ВШМ о предпринимательской активности населения Петербурга и Ленобласти в 2020–2021 годах приняли участие около 1 тыс. жителей регионов. Главное отличие проекта от других исследований предпринимательства — это фокус не на количестве и размере компаний, а на людях, оценке их восприятия и вовлеченности в предпринимательство, отмечают в институте.
Оценивая, насколько благоприятна для запуска бизнеса внешняя среда, 21,5% опрошенных жителей двух регионов назвали их удачными для предпринимательского старта, вместе с тем 29% опрошенных скорее не согласны с утверждением, а 26,3% полностью отрицают утверждение о позитивных условиях. Таким образом, предпринимательство привлекает чуть менее четверти респондентов в принципе.
Привлекательность собственного дела в городах-миллионниках ниже, потому что жители мегаполисов предпочитают трудоустройство в крупные компании: в этом случае доход стабильнее и в ряде случаев выше, подчеркивают аналитики «Фридом Финанс». Однако на создание новых малых организаций также влияет включенность в предпринимательское сообщество, добавляют исследователи, а в Петербурге и Ленобласти почти половина опрошенных не знает лично ни одного человека, открывшего свой бизнес или ставшего самозанятым за последние два года.
Несмотря на эти данные, пандемия стала для некоторых предпринимателей возможностью начать бизнес: так, 17% респондентов знакомы с теми, кто создал дело в результате пандемии. Однако абсолютное большинство бизнесменов рассматривают пандемию COVID-19 в качестве фактора, ограничивающего возможности развития их предприятий. 45% респондентов заявили, что лично знают людей, которые перестали владеть или управлять бизнесом в регионах в результате коронакризиса.
Одним из трендов, описанным в исследовании этого периода, является желание возобновить собственное дело: так, о выходе из бизнеса заявило 9% респондентов, но 58% из тех, кто свернул дело, планируют открыть новое в ближайшие три года. «Ранее большинство респондентов, выбывая из предпринимательского сектора, не были готовы пробовать вновь. В 2018 и 2019 годах 70% закрывших бизнес не планировали возвращаться к предпринимательской деятельности в ближайшие три года»,— поясняет руководитель проекта GEM в России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Ольга Верховская.
Эксперты Высшей школы экономики настаивают на взгляде на предпринимательство как на фактор роста ВВП. Главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов считает, что 2020 год внес существенные изменения в ключевые социально-экономические показатели, оказав стимулирующее воздействие на рост скрытой безработицы, снижение реальных располагаемых доходов, изменение модели потребления и отношения граждан к сбережениям. «Сложно говорить о привлекательности предпринимательской деятельности, когда респонденты своими глазами видят закрывшиеся во время локдауна и так и не открывшиеся после него бизнесы в сфере услуг, общественного питания, непродуктовой торговли»,— подчеркивает он.
Среди двух важнейших факторов, влияющих на статистику, аналитик выделяет негативную оценку выгоды от организации бизнеса в текущих пандемийных условиях и наличие возможности самореализации за счет трудоустройства по найму. В больших городах значительно шире представлены государственный сектор и крупные, в том числе и зарубежные, компании. Эти две категории нанимателей сохраняют достаточно высокую активность в части трудоустройства новых сотрудников, объясняет он низкий интерес к предпринимательству.
Оценивая нынешнюю степень развития МСБ в регионах, аналитики говорят, что она высока: в Петербурге, несмотря на сокращение показателей по сравнению с прошлым годом, количество субъектов МСБ в мае 2021 года составляет 351,4 тыс. (в мае 2020 года — 372,2 тыс.), согласно данным ФНС. В Ленобласти насчитывается 66,6 тыс. субъектов МСБ (в аналогичный период прошлого года — 66,2 тыс.). В Петербурге также растет количество ИП, для которых введен налоговый режим с пониженными ставками: в мае этого года их стало на 2% больше, чем в прошлом году (161,7 тыс. человек). В Ленобласти статистика сопоставима с прошлогодними показателями и насчитывает около 45,9 тыс. ИП.