Петербург покажет экологию
Экспозиция города на стенде ПМЭФ будет преимущественно посвящена альтернативным видам топлива
По данным “Ъ”, основной темой стенда Петербурга на ПМЭФ в этом году станут экологические технологии, впрочем, крупных инвестпроектов в данной отрасли не заявлено. В экспозицию войдут двигатель на водородном топливе одного из крупнейших автоконцернов, программа развития сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и электросуда. Эксперты отмечают, что экология — не первоочередная повестка в России, хотя это один из нацпроектов.
Администрация Петербурга в рамках ПМЭФ-2021 представит на своем стенде двигатель на водородном топливе от Hyundai, презентует развитие станций АГНКС, строительством которых занимается «Газпром газомоторное топливо», и выставит макеты электросудов НПК «Морсвязьавтоматика», рассказал “Ъ” источник, близкий к организаторам. Все это объединено темой экологичных видов топлива, объясняет он. В структуре «Газпрома» и «Морсвязьавтоматике» подтвердили участие в выставке. В Hyundai не уточнили планы присутствия на ПМЭФ.
«Газпром газомоторное топливо» представит макет типовой АГНКС и перспективы развития инфраструктуры в Петербурге до 2023 года, сообщили в пресс-службе компании. «Морсвязьавтоматика» презентует три судна: городской водный автобус Ecobus, быстроходный катамаран, который призван заменить парк «Метеоров», Ecocruiser и автономный электрокатамаран c солнечными батареями Ecovolt 3.0 для использования в акваториях с хорошими погодными условиями, например, в Крыму, Саудовской Аравии, Индонезии, ОАЭ, Италии или Греции, пояснили на предприятии, не уточнив возможность заключения контрактов. Модель автомобиля Hyundai NEXO с двигателем на водородных топливных элементах генерирует энергию при смешении кислорода со сжатым водородом, говорится на сайте компании. Однако эта версия не представлена в РФ. В концерне не прокомментировали возможность запуска производства подобных двигателей в России.
Петербургский международный экономический форум традиционно выступает площадкой, на которой заявляется о старте реализации новых крупных инвестпроектов в стране и регионах. Так, правительство Ленинградской области уже анонсировало подписание соглашений на сумму более 1 трлн рублей (львиная доля инвестиций обеспечена проектом газохимического комплекса «Русгаздобычи»). В 2019 году регион уже заключил соглашения на 1,023 трлн рублей (до 90% этой суммы приходится на проект по созданию завода «Газпрома» по сжижению газа и выделению этана в Усть-Луге), что в двадцать раз больше итогов 2018 года и составляет около трети объема всех подписаний форума. Для Петербурга результаты ПМЭФ-2019 были скромнее: соглашения подписаны на общую сумму 182,7 млрд рублей. На прошлом форуме флагманским проектом на стенде города была туристско-рекреационная территория в Кронштадте, рядом с экспозицией также находилась презентация строительства нового комплекса СКК «Петербургский».
В аппарате вице-губернатора Петербурга Максима Соколова, курирующего инвестиционный блок, не ответили на вопросы “Ъ” о программе участия в ПМЭФ-2021, переправив запрос в пресс-службу губернатора Александра Беглова. В комитете по промышленной политике, инновациям и торговле, отвечающем за подготовку стенда, также отказались от комментариев. Пресс-служба господина Беглова проигнорировала запрос “Ъ” о планах по количеству заключаемых соглашений и привлечению инвестиций в рамках форума.
В 2020 году ПМЭФ был отменен из-за угрозы распространения COVID-19. В этом году для прохождения на площадку «Экспофорума» потребуется ПЦР-тест. Форум пройдет в гибридном формате, совмещая онлайновый и офлайновый режимы участия в сессиях. Пленарное заседание состоится 4 июня с очным участием президента РФ Владимира Путина, сообщил на прошлой неделе организатор форума фонд «Росконгресс».
Для Петербурга и России в целом тема экологии не является наиболее злободневной, полагает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Хотя дискуссия о снижении углеродного следа, изменение фискальной и внешней политики под влиянием экологической повестки, энергетической независимости, вопросы ESG-инвестиций увеличили свою актуальность в некоторых зарубежных странах, добавляет он.
Учитывая активную фазу реализации целей нацпроекта «Экология», презентация на стенде администрации города экологических технологий с акцентом на транспортную отрасль — здравая идея, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
В 2000-х годах в город пришли крупные иностранные инвесторы, что отчасти было связано с улучшением инвестклимата, укреплением рубля, высокими ценами на нефть и личностью Валентины Матвиенко (губернатора Петербурга в 2003–2011 годах), приложившей много усилий для привлечения инвесторов, отмечает господин Миронюк. Сейчас среди субъектов РФ разворачивается серьезная конкуренция в привлечении российских инвесторов, добавляет господин Жарский. Одним из новых городских проектов последних двух лет является строительство Широтной магистрали скоростного движения (основной участник — ВТБ). На этой неделе «Газпром» также заявил о готовности построить второй небоскреб в Лахте, однако финансовая и градостроительная стороны вопроса неизвестны. По оценкам генерального директора инжиниринговой группы «Смарт Инжинирс» Хусейна Плиева, затраты на 703-метровый небоскреб составят не менее $2 млрд, учитывая рост стоимости строительных материалов.