И COVID, сын ошибок трудных. И Путин, парадоксов друг
Стоило ли президенту выступать с новым обращением к нации
26 мая президент России Владимир Путин в Сочи провел в режиме видео-конференц-связи совещание по экономическим вопросам, в ходе которого пообещал, что обязательной вакцинации не будет, но при этом, отмечает специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников, пообещал, что, если вакцинацию не начнут делать те, кто до сих пор размышляет об этом, проблемы у них будут. Нет, не с властью, а с COVID. По сути, это было новое обращение к нации.
Совещание по экономическим вопросам в Сочи началось поздно, ближе к вечеру (в конце концов, в Сочи есть чем заняться днем).
Президент был оптимистичен, когда говорил о влиянии коронавируса на экономику России. То есть не то чтобы он оказывает на нее благотворное влияние, но «экономика России, несмотря на все сложности, все-таки постепенно восстанавливается, преодолевает последствия эпидемии коронавируса».
Можно даже сказать, что Владимир Путин проговорился: он и правда считает, что перелом в борьбе с коронавирусом наступил и что эпидемия уже больше не вернется в том виде, в каком пришла к нам в самом начале из Уханя.
Это хорошо бы констатировать отдельно: сразу захочется жить.
Сглазить, конечно, страшно. Хотя и правда трудно представить себе, что на страну, да и на планету снова может обрушиться февраль—май прошлого года.
— Так,— добавил господин Путин,— ВВП России за январь—март текущего года лишь на 1% ниже, чем в предкризисном первом квартале прошлого года. А тогда, напомню, и глобальная, и российская экономики работали в обычном, стабильном режиме, без повсеместных ограничений, вызванных эпидемией… Сохраняется устойчивая тенденция на снижение безработицы, на восстановление рынка труда…
Из Сочи все вообще видится пооптимистичней, чем не только из Москвы, а откуда бы то ни было.
— Перейдем сейчас к повестке дня,— обнадежил президент членов правительства и ответственных работников своей администрации,— но прежде всего хотел бы сказать следующее, и это связано напрямую, безусловно, с экономикой… Мы это давно все поняли: эпидемия коронавируса подчеркнула безусловную важность и значимость нашей главной задачи — защитить людей, обеспечить жизнь и здоровье наших граждан.
Значит, он снова решил не промолчать об этом.
— Сейчас, по мере снятия ограничений и восстановления экономики, налаживается привычный, рабочий ритм предприятий и организаций. Впереди и сезон летних отпусков (люди поедут в Сочи и в Крым.— А. К.). Все это означает, что люди больше общаются друг с другом, посещают общественные места. В этих условиях крайне важно последовательно снижать риски распространения инфекции. И, как уже не один раз говорил, для этого необходимо сформировать так называемый коллективный иммунитет. Самый правильный, цивилизованный способ решить эту задачу, безусловно,— об этом говорят специалисты не только в нашей стране, а во всем мире,— это широкая вакцинация,— заявил президент.
Трудно сказать, сам он решил еще раз сказать об этом вслух так, чтобы потом эхом до конца следующего дня отдавалось по всем телеканалам, или его попросили те, кто занимается вакцинированием, не сдвинувшимся принципиально с мертвой точки (то есть с той, где от COVID умирают) на безопасное, так сказать, расстояние коллективного иммунитета, даже после того, как Владимир Путин и сам сделал две прививки.
Но было теперь очевидно, что последуют новые слова.
— Знаю,— продолжил господин Путин,— что высказываются разные мнения на этот счет, в том числе и мнение о введении обязательной вакцинации от коронавируса. Кто-то говорит об этом применительно ко всему населению страны, кто-то (в Якутии.— А. К.) имеет в виду работников определенных специальностей, сфер — тех, кто по роду своей деятельности контактирует с большим числом людей. Например, сотрудники сферы торговли, общественного питания, транспорта, работники медицинских, образовательных, социальных учреждений и так далее…
Еще раз хочу обозначить здесь свою позицию. На мой взгляд, вводить обязательную вакцинацию нецелесообразно и нельзя.
Между словами «нецелесообразно» и «нельзя» — пропасть. «Нельзя» — это прямой запрет. И он его сейчас наложил.
— Граждане,— предложил господин Путин,— должны сами осознать эту необходимость, понять, что если они не сделают прививку, то могут столкнуться с очень серьезной и даже смертельной опасностью, особенно это касается людей старших возрастов.
Вот с точки зрения здравого смысла уговаривать сделать прививку кажется странным. Ну надо делать, да и все. Иначе помереть же можно. Помирают же. Но если бы было так просто, все бы давно и сделали. Нет, все сложно. Коллективная сопротивляемость русского народа своему коллективному иммунитету — может, и есть то, что до сих пор держит его на плаву, не дает сгинуть русскому характеру туда, где одна только бессмысленная старость до ста лет да такие же, как ты, соседи по зеленой лужайке и белым скамеечкам на ней в теплый день конца мая.
И будем стоять до последнего. Да, потом упадем. Но главное — чтоб все как один. И еще одно главное — жалеть ни о чем не будем. Некому будет жалеть. Нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели. И не желали никому того, чего желаем себе. А те, кто сделали прививки, пусть сами себя пожалеют. Что остались жить. Ведь ситуация с ростом реальных доходов граждан еще ох какая непростая.
И разве был смысл взывать к решившим все для себя гражданам, как взывал сейчас Владимир Путин? Не было. Но он взывал:
— Пожалуйста, подумайте как следует! Имейте в виду, что российская вакцина — это показывает практика уже миллионного применения — она самая надежная сегодня и самая безопасная, и в нашей стране для вакцинации созданы все условия! Специалисты на основе полученной практики… Еще раз хочу сказать, многомиллионного уже применения этой вакцины!.. Видят, что она не вредит здоровью, не приводит к каким-то серьезным осложнениям, но реально или плотно, надежно защищает от угрозы заражения или предупреждает тяжелое течение болезни! Специалисты, ученые имеют надежные, обоснованные сведения на этот счет!
Ваш браузер не поддерживает видео
Нет, не стоило взывать.
И правильно, что господин Путин наконец сказал:
— Давайте перейдем к повестке дня.
То есть про развитие жилищного строительства. Эта тема не может заинтересовать тех, кто всё давно решил для себя всё. То есть решил не прививаться ни под каким видом.
Да, сказать наконец участникам совещания про разворот к повестке дня было правильно.
Ведь у членов клуба самоубийц совсем другая повестка.