Рестораны не настроены зонировать
Почему бизнес не оценил идею разделять посетителей по принципу вакцинации
Рестораторам не понравилась идея о специальных зонах для привитых гостей. Ее накануне предложил мэр Москвы Сергей Собянин. Игроки рынка, с которыми поговорил “Ъ FM”, называют инициативу нереализуемой. Сложно найти подходящее помещение, проверять сертификаты вакцинации и в целом объяснять такие изменения гостям. По версии предпринимателей, стимулировать вакцинацию населения следует другими способами. Какими? И стоит ли все-таки ожидать появления специальных зон в кафе для избранных? Подробности — у Яны Лубниной.
Идея о «свободных зонах от COVID-19», как назвал их Сергей Собянин, родилась на встрече с бизнесом. Один из предпринимателей рассказал мэру, что в его заведении вакцинированных сотрудников поощряют премией.
Собянин предложил пойти дальше и организовать залы для привитых гостей. К этой идее у рестораторов сразу возникло много вопросов. Во-первых, возможно ли это технически? В заведениях с небольшой площадью и единственным залом — вряд ли.
Гости все равно будут пересекаться, рассуждает основатель сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко: «Если мы даже и сможем разделять гостей с прививками и без прививок, все равно большинство пространств в ресторанах устроены так, что эти люди будут встречаться на входе, в туалете, проходя мимо столов.
Совсем изолировать одну группу от других практически невозможно, потому что для этого нужны разные помещения.
Большинство ресторанов не обладают двумя изолированными помещениями в составе своей площади».
Вторая проблема: как проверять сертификаты вакцинации? Требования к ним не установлены. Часть граждан получила их в бумажном виде, жителям некоторых регионов приходил QR-код. К тому же, инициатива с паспортами вакцинации неизбежно оживит рынок продажи поддельных документов. А для сотрудников ресторанов это будет дополнительная нагрузка, считает основатель сети «АндерСон» Анастасия Татулова: «Это что, должен быть один зал? Правый — для привитых, левый — для непривитых? Скажите, пожалуйста, кто будет это контролировать. А если в непривитом зале не будет места, а в привитом будет, вам придется драться с гостем, чтобы его туда не посадить? То есть нам нужно каждому нанять себе кого? Охрану? Я очень надеюсь, что подчиненные мэра не воспримут это как прямое указание к действиям».
Почти все игроки рынка сходятся во мнении, что так власти пытаются стимулировать вакцинацию. И бизнес просит не перекладывать на них эту ответственность. Ведь посетителей подобные условия отпугнут, уверен совладелец ресторана «Мари Vanna» Андрей Федорин: «Приходит компания, и вот в этой компании кто-то вакцинировался, кто-то не вакцинировался. Мы говорим: "Вы знаете, вы будете сидеть порознь". У вас день рождения, и вы хотите видеть каких-то друзей, но вам придется сидеть по разным углам. Если вы это скажете людям, они скажут: "Тогда мы пойдем в другой ресторан, где нам это не скажут, или вообще останемся дома". То есть мы теряем гостей, и, соответственно, и так небольшую выручку уменьшаем».
Поощрять вакцинацию лучше экономическими мерами, уверены собеседники “Ъ FM”. Сейчас в столице действует только лотерея для пенсионеров, но этого, очевидно, недостаточно. А вот если власти договорятся с ресторанами о скидках и акциях для привитых — это вызовет больше интереса,— полагает совладелец холдинга Restart Vasilchuk Brothers, совладелец фудмолла «Депо» и сети «Чайхона №1» Алексей Васильчук: «Например, можно разыграть лотерею по паспортам вакцинации. Люди что-то получать: бесплатный ужин, скидку или купон.
Я понимаю, наверное, о чем он говорит, ведь пожилые люди, даже вакцинированные, боятся ходить в рестораны.
Может быть, мэр хочет это сделать для них и варианты для пенсионеров можно рассмотреть».
Кстати, в Израиле люди без двух прививок от COVID-19 вообще не могут попасть в рестораны, бары и спортзалы. Но это грозит нарушением прав потребителей. Специальные зоны, по словам юристов, такой проблемы не создают. Тем не менее, гражданам вряд ли бы хотелось столкнуться с подобной «иммунной сегрегацией», как ее назвали в соцсетях.