Хайтек на полях
Зачем новейшие технологии внедряются в АПК
Одна из древнейших отраслей, которая буквально кормит человечество, стоит на пороге существенных технологических изменений. Внедрение новых технологий в сельском хозяйстве обусловлено суровой необходимостью: речь даже не столько об экономической эффективности, за которой гонятся предприятия всех отраслей, сколько о борьбе с прогнозируемым продовольственным кризисом. Технологиями обрастает весь агропромышленный комплекс: от производства сельхозтехники и разработки новых удобрений до уборки урожая и реализации готовых продуктов питания.
Голод на пороге
Аналитики говорят о необходимости технологической революции в АПК, и дело, как это ни банально, в спросе и предложении. В случае с продуктами питания спрос постоянно растет, в то время как предложение имеет объективные ограничения. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, количество пахотных земель на душу населения в мире сократится с 0,6 га на человека в 2000 году до 0,2 га к 2050 году, при этом спрос на еду вырастет на 70%. При сегодняшнем приросте урожайности на 1,5% в год, как оценивает ее Всемирный банк, это обернется недостатком пищи во всем мире.
Пока эксперты спорят, исчерпан ли потенциал экстенсивного развития в агросекторе, вера рынка в агротехнологии (AgTech, агротех) растет, а вместе с ней — и инвестиции в них. Согласно отчету Juniper Research, к 2025 году рынок сельскохозяйственных технологий вырастет до $22,5 млрд с нынешних $9 млрд. Если говорить о нашей стране, то, по оценкам Минсельхоза, российский рынок цифровых технологий в агросекторе также ждет бурный рост. Если в прошлом году оценка рынка составляла около 360 млрд руб., то к 2026 году рынок должен вырасти в пять раз.
Всходы зеленеют
Объем инвестиций в AgTech-проекты в РФ не превышает 1% от общемирового. Тем не менее на российском рынке агротех-решений заметно оживление. «Интерес к проектам этой сферы есть как со стороны инвесторов, так и со стороны индустриальных партнеров, — констатирует директор департамента развития технологических конкурсов и инициатив Фонда "Сколково" Вячеслав Гершов.— Число стартапов, которые уже вышли на коммерциализацию, приближается к 80, при этом проектов на ранней стадии и тех, у кого пока нет продаж, в нашей стране несколько сотен».
Согласно карте российского агротех-рынка, составленной Rusbase, новые решения в этой сфере условно можно поделить на два макросегмента — диджитал и биотех. Они, в свою очередь, разбиваются на несколько подсегментов: от беспилотников до геномики. Избытка венчурных инвесторов в агротехе на сегодня не наблюдается, и стартапы часто вынуждены развиваться за счет собственных ресурсов или с некоторой помощью институтов развития. Это тормозит их рост и сокращает возможности внедрения технологий. Впрочем, ежегодно появляются новые «лифты» и инструменты поддержки.
Одним из проектов для поиска и поддержки стартапов в области технологий для сельского хозяйства стал ежегодный конкурс инноваций Россельхозбанка (РСХБ) AgroCode, объединяющий конференцию, хакатон, чемпионат по Data Science и конкурс идей. Кроме того, банк запускает совместные лаборатории по развитию агротехнологий с российскими вузами и создал агротех-акселератор со «Сколково», направленный на поиск инновационных агротехнологий.
«Такое обилие каналов и способов работы с агротехнологиями вызвано спецификой развития новых технологий — чаще всего новые подходы идут от IT в сторону агро,— объясняет директор центра развития финансовых технологий РСХБ Елена Батурова.— Сейчас молодые и амбициозные команды идентифицируют проблему и стараются ее решить при помощи доступных новых технологий. Основная сложность — не всегда четкая идентификация проблемы и часто слишком технологичное ее решение». РСХБ видит свою роль в адаптации найденных технологических решений и их встраивании в инструменты, используемые фермерами в рамках экосистемы «Свое фермерство» и других проектов.
Битва за урожAI
По данным MarketsAndMarkets, объем мирового рынка решений на базе искусственного интеллекта (AI, artificial intelligence) в агросфере составлял $1 млрд в 2020 году и вырастет до $4 млрд к 2026 году при динамике роста 25,5% в год. В конце 2017 года эксперты Accenture прогнозировали, что использование ИИ-решений принесет глобальному сельскому хозяйству ежегодный рост в 3,4% вплоть до 2035 года. И это один из самых высоких показателей роста среди 16 различных отраслей.
В России на базе AI-технологий активно развивается направление беспилотной уборочной техники. Так, разработчик Cognitive Pilot, входящий в экосистему «Сбера», создал систему Cognitive Agro Pilot. Как рассказали “Ъ” в компании, это первая в мире универсальная система, которая «видит» и «понимает» обстановку по ходу движения и может использоваться на технике любых производителей. Эффективность работы «автопилота» в конечном итоге выражается в деньгах, говорят разработчики: использование Cognitive Agro Pilot позволяет сократить потери урожая при уборке до 13%, снизить расход топлива во время уборки до 5%, повысить производительность работы уборочной техники до 25%, сократить сроки уборочных работ и в итоге снизить себестоимость зерна на 3–5%.
По словам руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitivе Pilot Юрия Минкина, новые технологии позволяют осваивать и труднодоступные территории, где тяжело работать человеку. «Мы рассчитываем, что с развитием роботизированных систем территорий, где возможно земледелие, станет больше. В России вообще наибольший процент неосвоенных территорий, и у нас есть высокие шансы повысить число сельскохозяйственных земель за счет применения новых технологий,— считает он.— К тому же, как это ни удивительно, в России остро ощущается дефицит рабочей силы, особенно квалифицированной, в сельском хозяйстве. Это весомый аргумент в пользу роботизированных технологий».
В сотрудничестве с компаниями, которые разрабатывают сервисы аналитики, сервисы точного земледелия, например «Диджитал Агро», «Геомир» и др., Cognitivе Technologies рассчитывает создавать экосистемные продукты — комплексные системы управления агрохозяйствами. Причем роль беспилотных комбайнов здесь довольно важна: чем больше техники оснащается системами автопилотирования, которые фиксируют происходящее вокруг, тем больше данных собирается.
«В будущем все эти системы: беспилотники, карты урожайности, прогностическая аналитика и пр.— будут входить в комплексные автоматизированные системы. Здесь понятна экономическая эффективность: все это необходимо, чтобы в конечном итоге собрать больше урожая с того же поля. Да, численность населения и объемы потребления растут все больше. Но проблема голода в мире отодвигается все дальше с каждым годом, потому что растет эффективность агропроцессов»,— уверен Юрий Минкин.
Против течения
С учетом изменений климата на передний план выходят разработки, позволяющие удерживать эффективность культуры при засухах или излишней влажности, подчеркивает гендиректор компании «ЭФКО Инновации» Андрей Зюзин. «Безусловно, урожайность культур остается одним из наиболее важных приоритетов, но к ней добавляются требования по составу — как, например, повысить содержание белка в культуре. Вопросы резистентности разного рода вредителям также важны»,— говорит он. По его мнению, в перспективе ближайших десяти лет развитие получат такие направления агротеха, как высокоточное земледелие, новые виды биотехнологических удобрений, современная селекция с использованием технологий CRISPR, TALEN и пр.
Факторы, которые препятствуют внедрению новых подходов и технологий в российском сельском хозяйстве или тормозят их, можно ранжировать по степени их влияния, указывает Елена Батурова. «На третьем месте — огромная территориальная распределенность фермеров. В то время как в Европе расстояния измеряются километрами, в России любые вычисления идут в сотнях километров,— объясняет она.— На втором месте — проблемы низкого качества и малой доступности мобильного интернета в полях, а развертывание сложных и дорогостоящих комплексов LoRaWAN не всегда целесообразно для небольших хозяйств».
На первое место представитель РСХБ ставит сразу две проблемы: необходимость существенных инвестиций для внедрения и сложность оценки фермерами качества предлагаемых инноваций. «Новое оборудование, пусконаладка, обслуживание — все это требует больших расходов. Во втором случае каждый стартап заявляет о кардинальном изменении всего земледелия и кратном увеличении урожая. К сожалению, такие громкие заявления лишь мешают работать, создавая фон недоверия ко всем новым технологиям»,— подчеркнула Елена Батурова.
За последнее столетие технологии в сельском хозяйстве сильно продвинулись, существенно вырос уровень производительности труда за счет механизации, автоматизации, агротехнологий, напоминает Андрей Зюзин: «Но сельское хозяйство — это очень сложная логистическая цепочка. Недостаточно произвести урожай, необходимо его доставить, переработать, сделать продукт и т. д. На каждом из этапов есть свои нюансы, которые могут сделать всю цепочку неэффективной». Он приводит в качестве примера «очень низкое покрытие» широкополосной связью сельскохозяйственных регионов в нашей стране, где целесообразно внедрение новых информтехнологий. «Поэтому назвать нас лидерами в сфере развития новых агротехнологий пока сложно»,— заключает он.