Сотворение и повторение
Gucci Garden Archetypes
Дом Gucci был основан в 1921 году, и в 2021-м по такому грандиозному поводу, как столетие марки, здесь подготовили много чего интересного, включая иммерсивную мультимедийную инсталляцию Gucci Garden Archetypes, открывшуюся в мае во Флоренции.
В этой инсталляции креативный директор дома Алессандро Микеле вспоминает неповторимое — появление образа и философии разных коллекций. Gucci Garden Archetypes посвящена 15 самым ярким кампаниям, придуманным Микеле за те шесть с половиной лет, что он возглавляет креатив Gucci. Бабочки и парики, настенные часы (182 штуки) с кукушкой, установленные на разное время, кабина грузовика в неоновых огнях… не зря экспозицию называют иммерсивным опытом — эффект погружения тут полный. Причем кажется, что подгружаешься в мысли и фантазии Алессандро Микеле. Схожий метод, например, применяли кураторы при создании Alexander McQueen: Savage Beauty, но Микеле тут не цитирует других, скорее — самого себя. А потому Gucci Garden Archetypes — отличный повод вспомнить предыдущие арт-проекты креативного директора Gucci и понять, откуда что пошло.
Октябрь 2015 года
No Longer/Not Yet
В шанхайском Minsheng Art Museum
Первый кураторский опыт Микеле на посту креативного директора Gucci. И уже в жанре тотальной инсталляции, который мы видим и в новом проекте.
Тогда вместе с сокуратором Кэти Гранд (Love Magazine) Микеле предложил ответить на вопрос: «А что есть современность?» нескольким художникам из разных стран мира. У Цао Фэй современность воплотилась в танце роботов-пылесосов по ковру с одним из принтов Gucci. Рейчел Файнстайн создала инсталляцию на тему времени — Mr. Time. Получилось суровое время, сложенное из ножей и винтовок, банкнот, бутылок с алкоголем, игральных костей и фишек казино.
А Дженни Хольцер устроила выставку в выставке, собрав ретроспективу из фотографий своих работ последних десяти лет.
Микеле тогда выступил не только в роли куратора, но и в роли одного из авторов. Его инсталляция — это комната, оклеенная обоями с мотивом Gucci Tian (сам мотив был навеян китайскими тканями и ширмами XVIII века). На стене — современная репродукция английской работы неизвестного автора XVII века «Мальчик в красном». Возможно, эта репродукция стала началом изучения Микеле темы копий и оригиналов.
Октябрь 2018 года
The Artist is Present
В шанхайском музее Yuz
Рассказ о Gucci Garden Archetypes начинают с напоминания, что архетип — первоисточник для последующих копий. К теме копии и оригинала Микеле обращается не первый раз.
The Artist is Present — перформанс Марины Абрамович, который прошел в нью-йоркском MoMA в 2010 году. А в 2018-м кураторы, креативный директор Gucci Алессандро Микеле и знаменитый художник Маурицио Кателлан, назвали так свой проект. А чтобы даже не самые догадливые вспомнили Абрамович и поняли, что название скопировано, разместили ее портрет на всех афишах.
Лейтмотивом выставки стал акт творения и повторения, копирования — отсюда и название. В экспозиции это копирование было представлено и фантасмагорической инсталляцией с видеоартом Мики Роттенберг (рассказ о культивировании речного жемчуга в Китае — попытке повторить природу), и копирующая форму узнаваемой работы Дональда Джадда, но выполненная из картонных коробок инсталляция Давильи, и сад Джона Армледера, повторяющий созданный в 2009-м для павильона Чехии и Словакии сад Романа Ондака, который и сам копия — повторяет настоящий сад вокруг павильона.
Маурицио Кателлан для проекта воссоздал в масштабе 1:6 Сикстинскую капеллу. «Бог создал человека по образу и подобию своему. Вот первый акт копирования!» — так объясняет Кателлан выбор темы.
Ноябрь 2020 года
Фестиваль моды и кино GucciFest
Онлайн
С 16 по 22 ноября прошлого года прошел digital-фестиваль кино и моды GucciFest, приуроченный к представлению коллекции Ouverture of Something that Never Ended («Увертюра к тому, что никогда не заканчивалось»).
В течение недели на нескольких платформах — YouTube Fashion, Weibo, Gucci YouTube и тематическом сайте GucciFest.com — показывали короткометражные фильмы молодых талантов и новую часть сериала, снятого Алессандро Микеле в Риме вместе со знаменитым режиссером Гасом Ван Сентом.
Параллель с новым проектом не в режиссерских задумках Микеле и не в участии Ван Сента, а в самом небанальном использовании онлайн-формата как части проекта. Параллельно с флорентийской экспозицией в мае открылась выставка виртуальная, на платформе Roblox. И это не популярный сейчас формат онлайн-тура по выставке, а оригинальный проект игры, в которой ваш аватар мог пройтись по созданной специально для платформы экспозиции. В начале игры аватар — это лишенное отличительных черт андрогинное существо, «белое пятно», а к концу ее в зависимости от полученного опыта он обретает идентичность.
Доступна онлайн-выставка была всего две недели.