Анализируй это
Минздраву предлагают поизучать новую категорию никотинсодержащей продукции
В январе текущего года вступили в силу поправки к антитабачному федеральному закону, касающиеся регулирования оборота никотинсодержащей продукции. Теперь большинство ограничений на продажу и рекламу сигарет распространяются и на эту категорию. В то же время поправки предусматривают проведение исследований новых продуктов, однако, как обращают внимание участники табачного рынка, эта норма до сих пор «спящая». Для реализации данной меры необходимо создание Минздравом центра исследований именно для этой категории по аналогии с Центром профилактики и контроля потребления табака, считают представители отрасли.
Вступившие в силу в январе поправки к антитабачному закону (15-ФЗ) ввели ряд ограничений на торговлю и потребление никотинсодержащей продукции. В частности, запрет на рекламу традиционных сигарет и табачных изделий, а также открытую выкладку в магазинах теперь распространяется и на эту категорию. Кроме этого потребители теперь не могут использовать такую продукцию где угодно — использование электронных систем доставки никотина в общественных местах также запрещено. Это касается всех устройств, при использовании которых не выделяется дым, в частности систем нагревания табака.
При этом поправки предусматривают проведение исследований состояния здоровья населения, употребляющего никотинсодержащую продукцию, а также динамики сокращения курения за счет перехода на новую категорию. Кроме того, теперь в рамках закона предполагается проведение научных исследований причин и последствий не только курения, как было до принятия поправок, но и потребления никотинсодержащей продукции, а также санитарно-эпидемиологических исследований масштабов использования новых категорий.
Однако, по словам участников табачного рынка, проводить такие исследования власти до сих пор не начали. Аналогичными исследованиями традиционной продукции занимается Центр профилактики и контроля потребления табака, созданный на базе ФГБУ НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава. В частности, он проводит мониторинг и дает оценку государственной политики противодействия табаку, изучает влияние курения на развития тех или иных болезней.
По мнению отраслевых экспертов, аналогичный центр Минздрав должен создать и для проведения исследований влияния потребления никотинсодержащей продукции на здоровье населения. На данный момент в законе не определено, кто именно должен проводить такие исследования, отмечает представитель аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России (ФМИ выпускает электронную систему нагревания табака под брендом IQOS). В нем, в частности, в статье 22 прописано «проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака или никотинсодержащей продукции, действий по стимулированию продажи и потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» в качестве одного из основных критериев оценки эффективности мероприятий по сокращению курения.
В ФМИ считают, что такие исследования могут проводиться всеми заинтересованными сторонами, которые обладают необходимой научной базой. Это могут быть учреждения Минздрава, федеральные научные центры, сама отрасль, уточняет представитель компании. Особенно актуальны, по его мнению, исследования в отношении инновационных продуктов с пониженным риском в части изучения их воздействия на организм человека по сравнению с табакокурением.
Создание центра исследований под непосредственным контролем Минздрава именно с целью изучения никотиносодержащей продукции позволило бы помочь в выработке научно обоснованного подхода к регулированию этой категории. Для этого со стороны министерства должен быть установлен единый регламент проведения подобных исследований, а также требования к научной оценке полученных результатов. Однако в настоящий момент такие нормы отсутствуют.
Пока что участники рынка самостоятельно проводят исследования новых категорий. В частности, такой процесс в ФМИ организован подобно тому, как проходят исследования новых лекарственных средств в фармацевтической отрасли, говорит представитель компании. По его словам, он включает в себя доклинические лабораторные исследования, в рамках которых изучается весь химический состав получаемого аэрозоля (табачного пара) и определяется степень снижения уровней токсичных и канцерогенных веществ (лабораторные тесты in vitro и тесты in vivo). Кроме этого проводятся непосредственно клинические исследования (рассчитанные на полгода и год), когда привлекаются добровольцы-курильщики.
Компания также проводит исследования восприятия продукта: они демонстрируют, что совершеннолетние курильщики воспринимают IQOS как приемлемую альтернативу курению сигарет и могут полностью перейти на этот продукт. Еще один важный аспект обширной программы научной оценки ФМИ — получение отзывов и рецензий от независимых экспертов. Компания регулярно публикует соответствующие материалы в рецензируемых научных журналах и анализирует независимые отчеты об исследовании разработок компании.
Участники рынка уверены, что такие исследования помогут понять, насколько обоснованным является введение всех тех же ограничений на реализацию и потребление альтернативных продуктов, что и на традиционные сигареты. Именно продукты горения, выделяемые при курении сигареты, являются наиболее токсичными. При этом при потреблении таких видов никотинсодержащей продукции, как системы нагревания табака, уровни выделяемых вредных веществ значительно ниже. В частности, в процессе нагревания вырабатывается аэрозоль, который, согласно исследованиям производителей таких устройств, содержит на 95% меньше вредных веществ, чем сигарета. Поэтому сами табачные компании позиционируют свою продукцию как менее вредную.
Впрочем, с этим соглашаются и некоторые зарубежные регуляторы. Так, в июле прошлого года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) разрешило ФМИ продажу системы нагревания табака IQOS как табачного продукта с пониженным воздействием. Таким образом Управление пришло к выводу о том, что выдача IQOS резолюции о сниженном воздействии соответствует интересам улучшения общественного здоровья.