Дело техники
Для чего необходим регламент никотинсодержащей продукции
После введения в России регулирования в отношении никотинсодержащей продукции встал вопрос и о создании обязательных требований к производству такой категории. Для этого страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) начали разработку технического регламента на никотинсодержащую продукцию, работа над которым должна быть завершена к 2023 году. Техрегламент будет способствовать наличию в обороте только качественной и безопасной для потребителей продукции, отмечают эксперты.
В марте Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение о разработке отдельного технического регламента ЕАЭС на никотинсодержащую продукцию. Соответствующие изменения были внесены в план разработки техрегламентов союза. Речь идет о продукции, которая не относится к классической табачной. Это, в частности, картриджи для электронных сигарет или вэйпов, жидкости для их заправки, жевательные и рассасываемые продукты, которые содержат никотин, в том числе более концентрированные его формы в виде солей, а также стики для электронных систем нагревания табака.
Инициатором создания такого документа еще в 2020 году стала Армения, представители правительства которой выступили с таким предложением на встрече государств—членов ЕАЭС в Евразийской экономической комиссии 18 июня прошлого года. В результате Армения занимается координацией процесса с другими странами—участницами союза, а также непосредственно разработкой документа. Предполагается, что техрегламент будет готов к 2023 году.
Идее создания отдельного техрегламента на НСП предшествовали разработка и внесение поправок в профильный табачный закон, регулирующий оборот и потребление традиционных сигарет в России. Изменения коснулись изделий, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или соли никотина и предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий).
Новые изделия были выделены в отдельную категорию — никотинсодержащая продукция.
Как пояснил участвовавший в разработке поправок депутат Сергей Боярский, разделение традиционных сигарет и никотинсодержащей продукции ЭСДН (электронных систем доставки никотина) на две разные категории потребовалось для того, чтобы в будущем при необходимости вводить разное регулирование для них. Сейчас воздействие электронных альтернативных устройств на организм человека до конца не изучено, и в зависимости от того, как будет складываться практика, возможно, будут приниматься новые решения о дальнейшем регулировании категории, отмечал господин Боярский.
Разработка техрегламента на никотинсодержащую продукцию — закономерный шаг. Он будет действовать на всей территории Евразийского экономического союза и включать в себя требования к наполнителям никотинсодержащих изделий, содержанию веществ в аэрозоле при использовании систем доставки никотина, а также обязательные требования к информации (маркировке), наносимой на упаковку никотинсодержащей продукции, и процедуры оценки соответствия никотинсодержащей продукции.
Это позволит исключить вероятность попадания в розницу продукции с опасными ингредиентами, а также даст возможность контролировать уровни вредных веществ в аэрозолях. Документ, в частности, создаст условия, благодаря которым недобросовестные игроки не смогут выйти на рынок, заявлял член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко на брифинге в Ереване в октябре прошлого года. По его словам, номенклатура продукции растет огромными темпами, каждый производитель старается придумать новые способы привлечь потребителя.
Одним из ключевых предметов регулирования техрегламента ЕАЭС для никотиносодержащей продукции может стать содержание никотина в жидкостях и аэрозолях, заявляла ранее замдиректора по научной работе и инновациям Всероссийского научно-исследовательского института табака и табачных изделий Евгения Гнучих. Это, по ее словам, касается и параметров для других токсичных веществ, содержащихся в аэрозолях. Всего таких веществ девять, их список был утвержден Всемирной организацией здравоохранения. В частности, формальдегид и гидрокалин могут образоваться при высокотемпературном разложении глицерина, который входит в состав жидкости для ЭСДН. Но для того, чтобы установить уровни содержания этих компонентов в аэрозоле, предстоит провести дополнительные исследования, отмечала госпожа Гнучих. Кроме этого техрегламент должен установить требования к упаковке. Некоторые из них уже изложены в национальном ГОСТе.
Сейчас на территории ЕАЭС уже действует техрегламент на табачную продукцию. Он был принят в 2014 году. Документ определяет типы продукции, на которые распространяется его действие,— это, в частности, сигареты, сигары и сигариллы, кретек, папиросы, биди, курительный табак, табак для кальяна и трубочный табак. При этом в техрегламенте содержатся требования к продуктам, такие как максимально допустимые уровни содержания смолы, никотина и оксида углерода в дыме для одного изделия, а также правила предоставления информации о составе продукции и выделяемых веществ и ряд других.
Примечательно, что Минздрав РФ неоднократно выступал за внесение изменений в действующий техрегламент на табачную продукцию, в том числе за включение в него и некоторых видов никотинсодержащей продукции. Речь шла, в частности, о стиках, используемых с системами нагревания табака. Среди аргументов министерства было то, что в стиках для этой категории содержится табак. Однако эксперты и производители отмечают, что предлагаемая мера противоречит ряду уже действующих законодательных норм, в том числе международным. Так, в январе 2020 года Всемирная таможенная организация уже выделила системы нагревания табака в категорию никотинсодержащей продукции, внеся соответствующие изменения в Гармонизированную систему. Важно, что при потреблении нагреваемого табака отсутствует горение и не выделяется дым, а это, в свою очередь, базовое определение процесса курения, содержащееся в техрегламенте на табачную продукцию. Согласно федеральному закону 15-ФЗ, «курение табака — это использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления». Поэтому в соответствии с законодательством Российской Федерации нагреваемый табак не может быть классифицирован как «табачное изделие», говорит директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Александр Мироненко.