Экспериментальный класс
ТюмГУ выпускает первый набор бакалавров, обучавшихся по индивидуальной образовательной траектории
В нынешнем году Тюменский госуниверситет (ТюмГУ) выпустит первых выпускников-бакалавров, обучавшихся по новой программе «Индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ). Ее особенность в том, что студенты сами формируют свое расписание и список дисциплин. На предметы по выбору приходится в общей сложности около 30% занятий (речь идет более чем о 400 авторских курсах на выбор: от молекулярной биологии до психологии сознания). “Ъ” поговорил со студентами, участвовавшими в эксперименте, и выяснил, как им помог новый формат обучения.
Эксперимент по внедрению ИОТ начался в 2017 году в трех институтах ТюмГУ: Институте психологии и педагогики, Институте химии и Институте социально-гуманитарных наук. С 2019 года эксперимент распространили на все институты вуза.
Распределение блоков индивидуальной программы меняется в зависимости от курса. Так, на первом курсе следующее соотношение предметов: 44% программы — базовый модуль, обязательный для изучения, это общеобразовательные предметы вроде математики, истории и иностранных языков (соответствуют государственным образовательным стандартам), 36% — модуль major, который формирует профессиональные компетенции. Этот блок предполагает глубокое освоение дисциплин того направления подготовки, на которое студент поступил в университет (вводные и базовые профессиональные курсы). Оставшиеся 20% — модуль electives, то есть дисциплины по выбору (отдельные дисциплины из неосновной предметной области будущего бакалавра, которые студент может выбрать самостоятельно). Элективы помогают студентам глубже специализироваться по направлению обучения или построить свой индивидуальный путь и собрать для себя уникальный набор компетенций, который будет отличать его от других студентов университета, считают в ТюмГУ.
Далее соотношение меняется. На втором курсе 71% — модуль major, 3% — базовый модуль и 26% — модуль electives. На третьем курсе 74% — модуль major и 26% — модуль electives. На четвертом курсе предметы из модуля major занимают уже 87% программы, electives — 13%.
Обучение проходит с помощью цифровой платформы Modeus, где располагается вся информация об учебном процессе: личный кабинет студента, академический рейтинг студентов, расписание, адреса корпусов, предметы по выбору (описание курса, преподаватель). В Modeus студенты составляют свои индивидуальные учебные планы. Выбор дисциплин идет волнами (такую возможность открывают на сутки): сначала выбирают отличники (средний балл выше 4,75), затем хорошисты и потом все остальные. Чем ниже успеваемость, тем позже студент попадает в систему и тем меньше свободных мест на популярные курсы. Тех, кто не выбрал предмет, система автоматически распределяет на оставшиеся курсы (таких не более 4%). Таким образом университет в том числе стимулирует повышение успеваемости у студентов.
Алексей Ларионов, лидер студенческого самоуправления, студент четвертого курса Института государства и права (направление «юриспруденция»):
— Наш курс учился по старой образовательной модели, а в этом году нас частично перевели на новую систему — мы стали отслеживать расписание и успеваемость в электронной системе Modeus.
В самом начале, когда индивидуальные образовательные траектории только заработали, от студентов было много негатива: система сбоила. Не было понимания, как она работает, и из-за этого многие боялись учиться по новым правилам.
Мне, наоборот, было интересно попробовать, и я немного завидовал ребятам, которые учатся по индивидуальным образовательным траекториям. Сейчас основные проблемы решены, стало удобнее смотреть оценки, выбирать предметы исходя из описания и личности преподавателя, хотя в целом на старших курсах вариативности меньше. У нас было всего два-три предмета на выбор в семестре.
Уже потом, в 2019 году, когда наш институт полностью присоединился к эксперименту, преподаватели рассказывали, что им пришлось сильно пересмотреть подход к образовательной программе. Юридическое образование очень традиционное, в нем очень много юридических дисциплин — было сложно включить часы с элективами.
Я вижу в новой системе большой плюс — ощущение академической свободы. Многие вузы загоняют студентов в рамки изучаемых отраслей или отдельных научных направлений, но когда ты можешь сам составлять программу, появляется ощущение творческого полета. Это возможность понять, чего ты действительно хочешь, построить свой образовательный путь, расширить кругозор (можно без проблем посещать литературную мастерскую, даже если учишься на физика).
Благодаря новой системе многие студенты к старшим курсам начали понимать, чего они хотят от своего следующего образования и места работы.
Я живу в пригороде Тюмени, и раньше, чтобы узнать расписание на новый семестр, приходилось специально ездить и отслеживать, пока его не вывесят на стенде в институте, или просить однокурсников сфотографировать его. Если же пара отменялась из-за какого-то форс-мажора, например внезапной болезни преподавателя, то это можно было случайно упустить. Сейчас расписание в моем телефоне, где бы я ни был, все обновления сразу появляются в Modeus, приходят письма с измененным расписанием.
Кроме того, это возможность в постоянном режиме отслеживать свою успеваемость. Баллы появляются в системе после каждого занятия, раньше нужно было ждать контрольной недели в середине семестра. Сейчас появилась возможность быстрее скорректировать оценки, понять, что что-то идет не так, и обратиться к преподавателю за отработками и дополнительными заданиями.
Хотя я и учился по старой образовательной модели, я рад, что смогу в полной мере попробовать индивидуальные образовательные траектории в магистратуре. Недавно у нас открылась первая магистерская программа по юриспруденции с индивидуальными траекториями, куда я намерен поступать.
Полина Числова, студентка четвертого курса Института психологии и педагогики (дефектолог-логопед):
— Я узнала о новой системе образования, уже когда поступила в ТюмГУ. Это был интересный опыт, сначала были неполадки, но сейчас эта машина идет уже по проторенному пути. Сначала мы собирались каждые две недели, обсуждали недочеты системы, предлагали коррективы, рассказывали, где можно увеличить, а где снизить нагрузку.
В первые два года обучения было достаточно много свободного времени, думаю, за счет индивидуального расписания я могла позволить себе чуть больше, чем студенты других университетов. Все проходило довольно легко. В первый год были в основном общеобразовательные дисциплины, обязательные для изучения. Сейчас, на выпускном курсе, нагрузка больше: появилось больше сложных профессиональных дисциплин.
У меня были высокие баллы, поэтому я попадала в первую волну выбора предметов. Сначала выбирала исходя из названия, описания и кто преподает. На старших курсах уже ориентировалась на мнение знакомых, кто-то уже ходил на эти занятия и мог рассказать, как они проходят.
Элективы дают возможность узнать чуть больше о других профессиях. Одна из моих однокурсниц по итогам обучения даже перевелась в Институт биологии, но большинство остались в профессии: убедились, что сделали правильный выбор.
Интересно, что на элективах мы учились не только со своим курсом: были студенты из разных институтов. Ты очень много знакомишься. На университетских мероприятиях всех уже знаешь, нет стеснения. Создается обширная сеть знакомств, развивается навык общения, soft skills. В будущем это огромный плюс.
Для меня также стала плюсом постоянная смена обстановки. Наш корпус находится в удалении от центра, в то время как основная часть зданий — в центре. Сначала было сложно все успевать — на первом курсе мне это не нравилось, я постоянно опаздывала, особенно зимой. Но сейчас я понимаю, что это был классный опыт, постоянная смена картинки. Безусловно, получился отличный тест на тайм-менеджмент. Для меня это однозначный плюс. Я научилась быстро принимать решения, развила гибкость ума. Меня заряжает постоянная движуха, сейчас я думаю, что это прикольно. Сейчас я бы не хотела учиться в классическом университете: мне было бы скучно учиться всегда в одном и том же месте.
Алим Асылбеков, студент четвертого курса Института психологии и педагогики (психология):
— Я не знал про индивидуальные образовательные траектории перед поступлением, для меня это стало сюрпризом. При этом примерно на 60–70% это стандартное обучение в вузе по классической программе, элективы занимают примерно 30–40%. Можно выбрать все, что угодно, и это круто. Я ходил на предметы, о которых раньше даже не слышал.
Мы начали выбирать предметы сразу с первого курса. Разобраться было несложно: интуитивно все понятно. Из 40 предметов нужно было условно выбрать 2 (количество предметов по выбору меняется от семестра к семестру — от одного до 6, общее их количество тоже меняется). Периодически возникали технические проблемы, падал сайт (сейчас он уже не падает), но по содержанию проблем не было. Выбирать приходилось только по названию и краткому описанию, иногда и без описания. На третьем курсе произошло фундаментальное изменение: выбор предметов распределили по времени — сначала выбирают отличники, потом ударники и т. д.
Я считаю, что минусов у системы индивидуальных образовательных траекторий нет. Если бы не было индивидуальных траекторий, то мы бы больше времени посвящали общим блокам, математике, физике. А когда ты сам выбираешь предмет, то, даже если выбор в итоге оказывается не до конца удачным, это все равно лучше, так как есть изначальный интерес к предмету, а значит, желание его изучать лучше.
Например, я выбрал кинотекст (предмет про кино) и эристику — это искусство вести спор. Это уникальный предмет — не представляю, где бы я еще мог его изучать, кроме как через систему индивидуальных траекторий. У нас был очень талантливый преподаватель. Теория занимала примерно 20–30 минут от пары. Преподаватель рассказывала про прием, который мы будем разбирать, а затем мы делились на команды и спорили друг с другом, используя нужный прием. Причем мы всегда спорили об интересных и актуальных вещах. Например, разбирали персонажа «Мстителей», фанфики. Всегда была привязка к актуальным явлениям. На этих парах чувствовался глоток свежего воздуха.
Проблема с нашей системой: нет проработанного выбора предметов, иногда курсы получаются очень хаотичными, не хватает методологии. Как это работает сейчас: преподаватель придумывает предмет, защищает его перед специальной комиссией. Так появляются такие предметы, как, например, рок-культура или «Сибирь как метафора». Каждый семестр этот набор меняется. Это зависит от популярности предмета у студентов, насколько он востребован. Я заметил, что среди студентов популярно все, что связано с психологией, публичными выступлениями — набор на этот предмет закрылся буквально за несколько секунд. Это и понятно: люди хотят развивать soft skills.
С одной стороны, преподаватели горят своим предметом, ведь зачастую они его и придумали, но в то же время они в целом лояльно относятся к студентам — сдать зачет достаточно легко, так как преподаватели понимают, что это не твой профиль. Кроме того, часть студентов распределяет система.
Мне интересны новые знания, что-то клевое, и индивидуальные образовательные траектории — это непаханое поле: там можно пройти все, что угодно. Это круто. Можно встретить новых преподавателей и студентов из других институтов. У меня создалось ощущение, что благодаря этой системе я учился не внутри своего института, а в целом в университете.
Григорий Гущин, студент четвертого курса Института химии (химия):
— Есть базовый набор предметов, которые мы должны изучить в рамках бакалавриата, и дополнительные, которые мы можем выбирать (элективы). Раньше тоже был выбор между предметами, но в рамках одной специальности, сейчас его расширили. При этом мы можем выбирать в том числе профессиональные предметы — здесь нет никаких ограничений. Если хочешь глубже погрузиться в какую-то часть своей специализации, для этого есть все возможности. На предметы по выбору приходится примерно 40% программы.
На первых курсах элективы были в основном общегуманитарной направленности (история, искусство). На последних курсах это больше профпредметы. На первых курсах я выбирал то, что ближе мне. Я интересуюсь цифровым дизайном, программированием, соответственно, выбирал предметы, связанные с этими темами. Например, был хороший электив «Искусство в цифровом мире», я люблю такие темы. На последних курсах я уже больше ориентировался на профессиональную подготовку и выбирал то, что связано с органической химией (это моя специализация).
На элективах могут преподавать приглашенные преподаватели. Например, специально для электива «Фотоискусство» пригласили владельца фотошколы. Но могут быть и свои трудности: не все успевают записаться на интересные элективы, иногда — из-за технических сбоев. Если ты троечник, то, скорее всего, не сможешь выбрать то, что хочешь — придется брать то, что осталось.
Был и один минус. Так как программа адаптируется под всех студентов с разным уровнем подготовки, то и гуманитарные, и технические предметы по выбору преподавались упрощенно. На первых курсах это особенно заметно. На последних курсах ситуация меняется, и, приходя в аудиторию, ты получаешь от занятия уже то, что ожидаешь (ближе к твоей специализации).
Большой плюс программы в том, что ты очень много общаешься с разными людьми, учишься вместе со всем университетом сразу, с разными институтами, курсами — общаешься сразу со всеми. Мощный нетворкинг — это, наверное, самое главное.
Как-то мы снимали с другом короткометражное кино, нам нужен был диктор. Мы вспомнили, что на каком-то курсе учились с парнем с шикарным голосом. Попросили его помочь. Общение со студентами с разных курсов и институтов очень расширяет кругозор и круг общения, помогает в проектной деятельности.
Думаю, что индивидуальные образовательные траектории лучше, чем просто стандартное обучение. Можешь выбирать, что хочешь. При этом получаешь стандартный диплом бакалавра и хорошие навыки.