Пошли своим путем
Уральский федеральный университет подвел итоги года индивидуализации образования
В течение прошлого года более тысячи студентов двух институтов Уральского федерального университета (УрФУ) обучались по индивидуальным образовательным траекториям. Они могли самостоятельно выбирать не только часть учебных предметов, но и уровень их освоения и формат обучения. В будущем учебном году этот эксперимент будет расширен еще на одно подразделение УрФУ — Уральский гуманитарный институт.
В ноябре 2019 года Уральский федеральный университет стал одним из победителей конкурса Министерства науки и высшего образования на разработку и внедрение в вузе модели цифрового университета. На реализацию этого проекта УрФУ за три года выделят грант в размере 647 млн руб. Программа цифровой модели предполагает не только цифровую трансформацию УрФУ, но и последующее распространение модели этой деятельности на другие вузы. Одно из направлений цифровой трансформации — персонализация образования студентов с помощью индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).
«Проект ИОТ стал возможен благодаря цифровым образовательным платформам. С их помощью студенты теперь могут самостоятельно выбирать часть предметов для своего учебного плана. Партнером УрФУ по реализации ИОТ выступила цифровая платформа Modeus»,— говорит ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
Пилотный проект по ИОТ стартовал в Институте радиоэлектроники и информационных технологий, его участниками стали студенты первого курса — всего около 750 человек. Создавая индивидуальный учебный план, они могут выбирать уровень освоения предмета (например, математика, физика, программирование преподаются как на базовом, так и на продвинутом уровне), преподавателя, тему для проектного обучения. Также в некоторых случаях можно было выбрать не только конкретный предмет в рамках образовательной программы, но и способ его освоения: дистанционно, очно или по смешанной форме.
Как объясняет директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Илья Обабков, его студенты стали первыми, кто принял участие в этом эксперименте, потому что индивидуализация образовательных траекторий критически важна для качественной подготовки именно IT-специалистов. «Индивидуализация образования продиктована стремительным проникновением в отрасль сквозных технологий. Теперь из-за скорости изменений в индустрии за четыре года бакалавриата у студента может появиться запрос на новые компетенции, дополнительные знания, а значит, и смену траектории. Во-вторых, индивидуальные траектории помогают нам усиливать качество IT-образования, даже несмотря на кратный рост числа студентов. Благодаря работе тьюторов, постоянному контакту с профессионалами отрасли студенты при массовом образовании получают персональный подход»,— отмечает он. Кроме того, по словам Ильи Обабкова, доступность персонального расписания, индивидуального набора дисциплин формирует у студента собственный набор компетенций по итогу получения образования. «Индивидуальные траектории важны и для мотивации преподавателей, ведь студенты самостоятельно выбирают элективы или профессиональные дисциплины. Это становится стимулом к продвижению своих курсов, повышению их качества, чтобы сделать дисциплины действительно востребованными и работать с лучшими студентами»,— рассказывает он.
Новые возможности ИОТ в полной мере смог оценить студент Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета Никита Кирин. «Я поступил в университет как раз в тот год, когда первокурсники моего института начали учиться с применением ИОТ. В течение первого года с нами работали тьюторы. Они сообщали об особенностях выбора траектории по каждому из предметов, следили за интересами и успеваемостью, советовали подходящие пути развития в учебе. Теперь каждый семестр нам доступно несколько предметов с разной вариативностью как по уровню сложности, так и по технологии занятий (онлайн, офлайн или в смешанной форме). Это оказалось интереснее, чем обучение в классической форме»,— рассказывает он. По словам Никиты Кирина, корректировать учебную программу исходя из своих предпочтений оказалось очень удобно. Кроме того, отмечает он, система индивидуальных траекторий мотивирует лучше учиться, так как возможность выбора продвинутого уровня некоторых предметов получают только студенты с высокими баллами. «Аналогично и с записью на специальные курсы: благодаря активной учебе я могу одним из первых выбрать самые крутые дисциплины»,— отметил он.
Также в течение прошлого года эксперимент по внедрению ИОТ провело и другое подразделение УрФУ — Институт новых материалов и технологий. Как рассказывает его директор Олег Шешуков, сейчас с применением индивидуальных траекторий учатся около 300 студентов. «Этот год был тестовым, и новый подход к обучению уже оправдал себя, поэтому мы планируем расширить число направлений и перевести на индивидуальные образовательные траектории больше студентов-инженеров»,— говорит он. По его словам, студенты института новых материалов и технологий УрФУ чаще всего выбирают траекторию в дисциплинах образовательного ядра: история, информационные технологии, математика, основы проектной деятельности, эффективные коммуникации. «Таким образом, система ИОТ помогает нам развивать у студентов не только профессиональные, но и гибкие навыки»,— отмечает он.
По словам Олега Шешукова, ИОТ оказались особенно полезны в связке с системой проектного обучения. Так, в дисциплине «Информационные технологии и сервисы» студентам предложены на выбор сразу пять мастерских для реализации своих проектов, среди которых 2D- и 3D-моделирование, сетевые технологии и математическое моделирование. Ребята при этом работают в смешанных командах со студентами IT-направлений, перенимая таким образом опыт друг друга. У студентов инженерных направлений индивидуальные траектории получат развитие благодаря выборным дисциплинам. «В такие предметы будут входить несколько треков, предложенных разными кафедрами. Мы проведем их презентации, после чего каждый студент выберет приоритетные для себя направления»,— говорит он.
Результаты первого года эксперимента с ИОТ оказались настолько впечатляющими, что уже в следующем году в нем примут участие и другие подразделения Уральского федерального университета. Как говорит директор Уральского гуманитарного института УрФУ Эльвира Сыманюк, новые возможности для обучения станут доступны и студентам-гуманитариям. «В качестве пилотного проекта ИОТ появятся на направлениях в сфере туризма, социологии, политологии и социальной работы. При этом мы рассчитываем, что и другие образовательные программы довольно быстро запустят новую систему, ведь институт уже накопил довольно серьезный опыт благодаря формированию единого социогуманитарного ядра»,— говорит она. При этом преподаватели гуманитарных дисциплин уже работают в системе индивидуальных траекторий со студентами инженерных и IT-профилей. «В частности, мы получили большое число положительных отзывов о курсе по истории России, программа которого благодаря индивидуализации обучения была разделена на три трека: история науки и технологий, история России и мира, а также вопросы глобальных проблем современности. Такой подход позволил студентам получить более специализированные знания, полезные для глубокого понимания будущей профессии»,— говорит Эльвира Сыманюк.
На промышленной выставке «Иннопром», которая пройдет в Екатеринбурге 5–8 июля, планируется подписать соглашение о сотрудничестве между УрФУ и компанией Custis, разработчиком информационной системы управления ИОТ Modeus. В рамках сотрудничества будут развиваться модели использования индивидуальных образовательных траекторий в инженерном образовании, в первую очередь в индивидуализации проектного обучения и сетевого взаимодействия.