Уголь на выдумки хитра
Добывающие компании Ростовской области задумались о сбыте своей продукции
На складах угольных предприятий Ростовской области скопилось более 700 тыс. т нереализуемых товарных запасов продукции. В добывающих компаниях отмечают, что недополучение прибыли и необходимость хранить нераспроданное топливо сильно бьют по их экономике. Власти Ростовской области предлагают предприятиям переориентироваться на экспорт и заняться глубокой переработкой угля. Эксперты отмечают, что спрос на уголь имеет циклический характер, и считают, что производителям нужно активнее искать новые рынки сбыта.
Предприятия, добывающие уголь в Ростовской области, столкнулись с проблемой сбыта продукции. Причины ее возникновения и пути решения обсуждались на состоявшемся в Заксобрании региона круглом столе с участием представителей угледобывающих компаний и профильных ведомств. Как выяснилось в ходе мероприятия, по итогам 2020 года в Ростовской области было добыто более 5,5 млн т угля (+2,7% к уровню 2019 года).
Показатель продолжает расти: за первые три месяца 2021 года было добыто в 1,6 раза больше угля, чем за аналогичный период прошлого года. Эта динамика соответствует федеральной стратегии развития угольной отрасли, согласно которой к 2030 году в стране планируется нарастить добычу угля до 410–480 млн т.
Однако при увеличении добычи производители в Ростовской области столкнулись с проблемой сбыта. Сейчас на складах предприятий региона хранится более 700 тыс. т невостребованного топлива.
Как рассказал начальник управления предприятий топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Ростовской области Сергей Прохоренко, избыток сформировался из-за массового перехода европейских и российских электростанций на более экологичные виды топлива. Ранее ростовские предприятия активно продавали продукцию Новочеркасской ГРЭС — до перехода на газ она закупала около 40% всего добываемого в регионе угля.
«Окончательный отказ Новочеркасской ГРЭС от закупки угля у производителей Ростовской области может привести к приостановке работы шахт, сокращению работников и снижению налоговых отчислений», — сказал господин Прохоренко.
По его словам, снижение спроса на уголь повлекло за собой падение цен на него, а затраты на транспортировку выросли и сейчас составляют около 70% стоимости топлива.
Гендиректор АО «Шахтоуправление “Обуховская”» и АО «Донской антрацит» Александр Черноус отметил, что существуют также логистические проблемы. «У нас 95% угля идет на экспорт. Мы получаем квоты на доставку угля на площадку в Новороссийске. Однако в портах Украины площадка больше, для нас экономически выгоднее было бы направлять уголь туда для дальнейшего экспорта. Но, к сожалению, не получается об этом договориться», — сказал он.
По словам господина Прохоренко, решением проблемы могли бы стать поставки угля в Азиатско-Тихоокеанский регион. Но этот вариант сложно реализовать из-за высоких тарифов на перевозку, кроме того, крупнейший потенциальный покупатель — Китай — также заявляет о намерении постепенно переходить на более экологичные виды топлива.
Еще одним путем решения проблемы, по мнению Сергея Прохоренко, может быть глубокая переработка угля.
«Из антрацита изготавливается карбид кремния, который используется как полупроводник в электронике и имеет большой спрос на мировом рынке; карбид кальция, необходимый для изготовления удобрений. Также в мире существует острейший дефицит сорбентов, которые производятся из угля и продаются в 50–500 раз дороже него», — рассказал Сергей Прохоренко. При этом, заметил он, представители угольных компаний не готовы инвестировать в создание перерабатывающих предприятий из-за высоких ставок по кредитам и длительного периода окупаемости. Председатель комитета Заксобрания по экономической политике Игорь Бураков считает, что способствовать появлению таких производств могла бы переориентация господдержки с добычи угля на глубокую переработку. Однако решение об изменении стратегии по развитию угледобывающей промышленности может быть принято только на федеральном уровне.
По данным генерального директора независимого аналитического агентства «Росинформуголь» Анатолия Скрыля, сейчас спрос на уголь в мире растет.
«Спрос на уголь имеет цикличный характер, два года наблюдалось его снижение, но с сентября 2020 года пошел рост. Предприятия после кризиса начинают работать в полную силу, им нужно больше энергии. К тому же холодная зима показала, что полностью заменить уголь более экологичными источниками энергии пока невозможно. Ростовским производителям просто нужно активнее искать рынки сбыта, в любой сфере выживают более предприимчивые компании. Если в Европе не покупают, а для продажи в Азию нет необходимой инфраструктуры, стоит обратить внимание на Ближний Восток. Турция, например, очень заинтересована в угле», — говорит эксперт.