Депутаты показали центробежную силу
Заксобрание Ульяновской области не согласилось с требованиями Федерального закона
Впервые в своей истории Заксобрание Ульяновской области не приняло законопроект, вносящий изменения в региональные законы для приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Облпрокуратура принимает решение об актах реагирования на действие депутатов — либо в заксобрание будет направлен протест прокуратуры, либо ведомство сразу обратится в суд о принуждении заксобрания принять требуемые изменения. Оппозиция заявила, что вносимые изменения — очередные попытки дать дополнительные шансы партии власти, и проголосовала против. Единороссы настаивали на принятии изменений, но их голосов не хватило. Спикер заксобрания отмечает, что теперь прокуратура через суд все равно заставит депутатов принять эти изменения, а если те не согласятся, то областному парламенту может грозить роспуск.
Прокуратура Ульяновской области принимает решение об актах реагирования на действие депутатов Заксобрания Ульяновской области, отказавшихся принимать изменения в региональные законы для приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Об этом в четверг сообщил „Ъ“ старший помощник прокурора Ульяновской области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти Эдуард Щербатов.
Накануне, в среду, впервые в своей истории заксобрание не приняло законопроект, вносящий изменения в региональные законы для приведения их в соответствие с изменениями федерального законодательства. Согласно законопроекту, внесенному облизбиркомом, в связи с внесенными в апреле изменениями в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан в региональные законы о выборах вносятся поправки, среди которых (наряду с введением комиссий по электронному голосованию и порядком отзыва членов избиркомов) меняются требования по информации, содержащейся в бюллетене: если более 10 кандидатов, то избирком вправе принять решение о том, что все сведения о кандидатах (место работы, принадлежность к политической партии и пр.) в бюллетене не размещаются, а указываются отдельно. Также среди изменений — возможность увеличить в УИК количество переносных ящиков для голосования «не более чем на два» (раньше можно было не более чем на один).
Оппозиция (КПРФ и ЛДПР) заявила, что не будет голосовать за такие изменения. «У нас количество избирателей уменьшается, участки в шаговой доступности, вводят сколькиугоднодневное голосование, зачем еще увеличивать количество ящиков? А это повлечет не только затраты партий и избиркомов, но и приведет к дополнительным сомнениям по поводу фальсификаций»,— заявил лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев. Он также отметил, что исключение из бюллетеня информации о кандидате и его партийной принадлежности приведет к путанице для избирателя, который определяется в выборе по партийности, а также даст дополнительную возможность для политических махинаций в виде «двойниководнофамильцев». По его словам, он не может по совести голосовать за такой законопроект, «тем более что и партия в Госдуме голосовала против».
Лидер фракции КПРФ Айрат Гибатдинов сказал, обращаясь к единороссам, что все это ему напоминает смену правил бокса во время боя: «Выходишь на ринг, против тебя противник, который намного тяжелее. Но с него снимают перчатки, а на тебя — надевают. Ему надевают шлем, а с тебя — снимают. Бьемся-бьемся — не получается. Говорят: а давай-ка мы тебе еще руки свяжем. Мы все понимаем. И готовы с вами биться даже со связанными руками. В следующий раз вы нам еще и ноги свяжете, но мы все равно будем биться и вас побеждать!»
И те, и другие также отметили, что электронное голосование с неотработанной технологией вызывает большие сомнения, и «это — способ повлиять на результаты выборов».
Лидер фракции «Единой России» Василий Гвоздев настаивал на принятии законопроекта, назвав изменения «прогрессивными».
В результате набралось только 18 голосов «за» из 36 (к 16 единороссам добавились голоса двух внефракционных депутатов, обычно голосующих солидарно с партией власти).
Спикер заксобрания Валерий Малышев сказал, что это первый случай в истории заксобрания, когда изменения, необходимые для приведения в соответствие с Федеральным законом, не принимаются. «Не будет ульяновской, казанской или самарской законности, а будет только российская законность!» — заявил депутатам спикер, предложив прокуратуре по этому поводу не направлять представление, а сразу обратиться в суд.
Господин Щербатов пояснил „Ъ“, что сейчас «прокуратура выбирает оптимальный путь для скорейшего достижения результата», но если она обратится в суд, и он примет решение об обязании заксобрания внести изменения, то «за неисполнение решения суда может быть роспуск законодательного собрания». «Хотя я полагаю, что до этого не дойдет»,— сказал старший помощник прокурора.
Господин Малышев подтвердил, что угроза роспуска есть, если оппозиция будет снова упираться, хотя «это несерьезно, когда речь идет о незначительных формулировках». Он намерен обойтись без суда и прокурора, обсудив еще раз ситуацию на совете заксобрания.
Впрочем, господин Гибатдинов заявил, что «еще не факт, что фракция согласится с требованиями представления прокурора».
Председатель облизбиркома Юрий Андриенко намерен «терпеливо ждать, пока депутаты созреют, а то как дети малые». Действия оппозиции он назвал «полнейшей безответственностью».
Член совета движения «Голос» Андрей Бузин отмечает, что непринятие региональных изменений никак не повлияет на выборный процесс, поскольку Федеральный закон является законом прямого действия. В то же время он считает, что ситуация в заксобрании — «это просто сигнал наверх, что что-то там не так», «который показывает, что начинает поднимать голову даже системная оппозиция».