«Качественные школы — один из факторов привлекательности региона для жизни»
Интервью
Почему важно переходить к школам полного дня, реально ли отказаться от второй смены в школах к 2025 году и в чем уникальность строящейся «Школы-800», рассказывает министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова.
— Какие задачи поставлены перед министерством в части развития школьного образования на ближайшие годы?
— Это задачи неизменные — министерство работает над ними постоянно. Во-первых, это обеспечение высокого уровня качества образования — соответствия определенным стандартам всех школ, независимо от того, сельская это школа или городская. Дополнительные требования предъявляются школам с углубленным изучением предметов, к базовым школам РАН. В Нижегородской области пять базовых школ, в них есть классы, которые обучаются непосредственно на базе институтов РАН. Взаимодействие с институтами Академии наук — это отдельное большое направление, характеризующее наш регион как развитый научный центр с налаженными связями между всеми образовательными и научными структурами.
Во-вторых, это гарантия всесторонней безопасности, в том числе и в части психологического комфорта и уверенности родителей, что в школе все спокойно. В этом плане мы начинаем усиливать службы психологического сопровождения и психологической помощи. Будем синхронизировать работу психологов разных школ, проводить коммуникационные семинары, чтобы наладить взаимодействие, в том числе и внутри коллективов школ, поскольку мощная помощь для психолога — это сами учителя. Именно они видят, что происходит в классе — у кого из детей дома проблемы, у кого со сверстниками, и могут сигнализировать об этих проблемах психологу.
В-третьих, мы постепенно переходим к школам полного дня, школам с возможностями дополнительного образования. Например, в сентябре в школе №186 в консорциуме с Нижегородским радиотехническим колледжем открывается «IT-куб» — уже третий в нашем регионе центр цифрового образования, где дети смогут заниматься программированием, робототехникой. В аналогичных западных моделях школ полного дня дети заняты в школе до вечера, там же делают уроки, а домой приходят отдыхать и общаться. Но что должна обеспечить школа — ребенок должен быть под присмотром. Наша глобальная цель — создать такие условия для жизни в Нижегородской области, чтобы к нам приезжали, а не уезжали из региона. Качественные школы — один из факторов, способных сделать регион привлекательным для жизни семьи, удержать здесь. Период учебы в школе — 9–11 лет, и родители учитывают этот срок, принимая решение, где обосновываться, где работать. Поэтому школы — важное звено, влияющее на отток или приток молодежи, а значит, и экономику региона в целом.
— Как на сегодня оценивается потребность области в новых школах? Реально ли избавиться к 2025 году от второй смены, как требует президент?
— Потребность в новых школах большая, как и везде. У нас много школ, построенных еще в первой половине XX века, где нет смысла делать даже капитальный ремонт, дешевле получается строить новую.
Вторая смена, к сожалению, на данный момент пока сохраняется. Но, думаю, к 2025 году реально от нее отказаться: найден механизм финансирования — Россия заходит в большой проект концессионного строительства школ. С помощью частных инвесторов во всей стране будет построено 1300 школ, на эти цели выделено более 33 млрд руб. Пока мы подали заявку на семь объектов: пять новых школ и два пристроя к действующим, планируем подавать еще. Новая школа — это не просто новая обстановка и мебель, это другой воздух, другая образовательная среда — более комфортная, во всех смыслах экологичная, которую мы и стремимся создать.
— Существует ли сегодня дефицит педагогических кадров для школы?
— Дефицит есть и был, на самом деле, всегда. Наибольшая нехватка кадров в Нижнем, Кстовском, Борском, Краснобаковском, Городецком районах, Дзержинске, Выксе. Больше всего не хватает предметников — учителей английского, немецкого, русского и литературы, математики, физики, а также педагогов начальных классов, дополнительного образования.
Время идет, и часть преподавателей вынуждены уходить по возрасту. А молодежь при этом по-прежнему идет в профессию неохотно, по разным причинам, и одна из них, конечно, заработная плата. Но, на мой взгляд, во время пандемии профессии врача и учителя зазвучали по-новому, люди увидели, какой это важный, ответственный труд, и в ближайшее время интерес к этим профессиям должен возрасти.
Еще один момент — молодые специалисты уходят из профессии через два-три года или вовсе не приходят в школу после окончания вузов. Я считаю, надо активнее привлекать студентов к работе и как можно раньше вводить студента на практику в школу. Сегодня законодательство позволяет работать в школах студентам уже после третьего курса. Это очень важно: понять, прочувствовать, твое ли это. И школа сможет присмотреться к будущим сотрудникам.
— Как, по вашим оценкам, школы справились с дистантом во время пандемии коронавируса? Как сейчас будет применяться этот опыт?
— Справились нормально, все подстроились: каждый преподаватель выбрал удобную для себя модель, ребята тоже быстро адаптировались. Безусловно, всем не хватало общения, социализации. Проблему возникших психологических трудностей, я думаю, мы еще долго будем осознавать, потому что они проявляются не сразу.
В целом дистант — это мощный дополнительный инструмент, усиливающий традиционные технологии. Учитель был и остается основным в образовательной системе.
— Проект «Школа-800» позиционируется как уникальное образовательное пространство. В чем будет заключаться эта уникальность?
— Проект уникален и масштабом, и форматом. В состав «Школы-800» войдут три учебных корпуса в Нижнем: на бульваре Южном, в микрорайоне Верхние Печеры и в Сормовском районе, а также центр дополнительного образования в городе Бор. Все это будут школы полного дня с единой образовательной программой, предусматривающей новые педагогические методы, в том числе индивидуальные траектории занятий для учеников 7–11 классов. У нас и сейчас есть школы с таким индивидуальным планированием, но в 10–11 классах. В «Школе-800» на первой ступени учащиеся будут получать универсальную подготовку, в том числе изучать иностранные языки, а на второй предусмотрено не менее 10 различных направлений подготовки (гуманитарное, техническое, художественное, социально-экономическое, академическое, IT и т.д.).
Заявления на прием для обучения школа начнет рассматривать после получения лицензии, ориентировочно в августе.
— Нижегородская область активно развивает возможности для дополнительного образования школьников: открываются «Кванториумы», «IT-кубы» и т.д. Как вы оцениваете опыт партнерства с бизнесом? Что нужно, чтобы стимулировать бизнес на более активное участие в таких проектах?
— Здесь не может быть никаких факторов давления — бизнес невозможно заставить участвовать в таких проектах, можно только попросить помочь. Все наши примеры подобной работы — это посыл компаний как ответственных работодателей, понимающих важность подготовки специалистов со школьной скамьи, важность взаимодействия с образовательными организациями на всех уровнях. У нас есть очень позитивный опыт такой работы с группой ГАЗ: при корпоративном университете холдинга работает «Кванториум», компания ежегодно организует фестивали робототехники, активно взаимодействует и со среднеспециальными учебными заведениями, и с вузами. Аналогичная образовательная модель, ориентированная на интеграцию с вузами, активную работу со студентами, у Сбербанка. ОМК в Выксе демонстрирует отличную модель организации консорциума со школами, техникумами, филиалом МИСиС. Это один из ярких примеров, когда крупный работодатель в небольшом городе делает все возможное, чтобы повысить его привлекательность для жизни.